Как повысить самооценку?
Молодой человек, с которым я встречалась более пяти лет, изменил с моей лучшей подругой. Их роман длился полгода, затем я об этом узнала и наши отношения распались. Все это повлекло ряд проблем.
1. Я и без того была жутко не уверена в себе как в девушке, личности, а так же присутствовала некая профессиональная неуверенность, в знаниях, способностях и т.д.. Но во время приступов неуверенности в себе и самобичевания я всегда успокаивала себя, что рядом есть человек, который меня любит такую какая я есть, а следовательно я многое надумываю. Когда этот человек ушел из моей жизни у меня исчез катализатор моих страхов и приступов неуверенности, который поддерживал мое равновесие. Моя неуверенность начала прогрессировать, так, что мне кажется будто я не стою ничего ни как девушка,ни как личность. Плюс к этому, в связи с окончанием университета, у меня появился страх профнепригодности, ощущение, что для перспективной и хорошей работы я неконкурентоспособная. Я понимаю, что я должна справляться с этими страхами самостоятельно, и то, что я успокаивала себя наличием молодого человека, который меня защитит и т.п., было неправильно, нужно было работать над собой и самооценкой, но тогда это мне помогало и на этом я останавливалась. Хотя, уверенность в себе как девушке напрямую связана с вниманием мужчин, которого у меня нет на данный момент, что усугубляет мою неуверенность.
2. Ощущение униженности. Каждый раз, когда я встречаю его друзей у меня возникает ощущение униженности, из-за того, что мне лгали самые близкие люди, что я была столь глупа, что не замечала очевидных вещей, что я была столь плоха, что мне захотели изменить. Что провоцирует новый приступ неуверенности как в личности. Да и вся эта ситуация для меня унизительна.
3. Кто-то оказался намного лучше меня. Я совершенно спокойно принимаю, что кто-то в чем-то меня превосходит, и даже пребываю в уверенности, что это я не могу быть лучше кого-то, но когда самые близкие люди, которые говорили, что "ты самая лучшая девушка" и "ты самая лучшая подруга" тебя предали, найдя кого-то лучше чем ты, люди, которые вселяли в тебя уверенность тебе лгали. Так же в моей голове не укладывается тот факт, что я оказалась хуже человека, который совершил самый подлый поступок - предательство друга.Что я хуже человека, который по моему мнению не стоит и гроша ломаного, тогда сколько стою я? Я понимаю, что они стоят друг друга, но ввиду того, что люди были мне очень дороги, не могу избавиться от этого чувства, хоть и ясно, что их моральные ценности намного ниже и я не должна задумываться, лучше я или хуже.
Скажите, можно ли с этим справиться самостоятельно или же лучше обратиться к специалисту, дабы неуверенность сопровождает меня повсюду?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Арина!
Вы совершенно правы — наша самооценка становится не очень устойчивой конструкцией, если она привязана к кому-то, к чьему-то присутствию в нашей жизни. Конечно, нерешенные задачи никуда от нас не уходят и встают во всей трудности в наиболее трудные периоды жизни.
Я вижу, что в ваших рассуждениях есть большая ошибка. Вы вините и обвиняете себя в том, что сделали другие люди. Вы говорите, что, если Вас предали, значит, с Вами что-то не то. Я бы отказалась от рассуждений в терминах «предательство» в случае, когда мы говорим о любви. Вы все очень молоды, очень редко бывает, что в этом возрасте, тем более, что вы встретились еще раньше, люди находят партнера на всю жизнь. В этом возрасте люди влюбляются, встречают кого-то еще, влюбляются опять — это время, когда чувства могут быть очень сильными, но не очень устойчивыми. Вы все ищете друг друга. Конечно, настоящее предательство — это делать что-то за вашей спиной, обманывать Вас, выстраивать стену лжи. Ваши друзья не должны были ставить Вас с положение обманутой, той, которая не знает, что происходит рядом.
Ваш парень оказался с Вашей подругой совсем не потому, что она лучше, а Вы хуже, и тем более не проводите эти рассуждения дальше, как делаете Вы, мол, а раз я хуже такого морально низкого человека, то кто я? Это все совершенно отдельные события. Ваши отношения потеряли энергию, перестали быть такими привлекательными для молодого человека, и он обратил внимание на кого-то еще. Это событие номер один. Ваша подруга не смогла отказаться от своего «счастья». Это событие номер два. Они обманывали Вас, не рассказав, что происходит. Это событие номер три.
Эти люди дороги Вам, но они поступили не хорошо по отношению к Вам. Они могли полюбить и увлечься друг другом, кого можно осудить за это? Им не стоило так долго делать что-то у Вас за спиной. Они оказались не теми, кем Вы их считали, они перестали быть близкими людьми в один момент. Нет преступления в том, что человек полюбил другого человека, или что разлюбил кого-то, это в природе человека и это не что-то, что мы можем преодолеть. Преодолевать свою трусость можно и нужно. Они струсили, вели себя как воришки.
Профессиональную уверенность мы приобретаем только в опыте, близкие могут нас поддерживать, но со своими обязанностями справляться приходится самостоятельно. Ничего не бойтесь и не бойтесь приобретать опыт, ищите работу, которая может быть трудной, но даст возможность работать с талантливыми людьми и решать трудные задачи. Не бойтесь быть новичком и чего-то не уметь — научитесь!
Все эти трудности можно прорабатывать с психологом, может быть, Вам нужна краткосрочная терапия, просто чтобы вырвать себя из круга самообвинений и пойти дальше.