Муж и любовник не приносят мне счастья
Добрый день!
Когда 7 лет назад я познакомилась со своим будущим мужем, я была самой счастливой девушкой! Я любила - о, как сильно я любила - и больше ничего и не надо было. Это полнейшее ощущение того, что это твоя половина, твоя судьба.
Года через 2 я изменила ему. Просто была возможность, я ей воспользовалась. Я красивая, вокруг меня всегда много мужчин и немало желающих завести со мной роман.
Очень переживала потом, но все прошло, страсти улеглись.
И снова появился другой мужчина: короткий и бурный роман… При этом - чувство вины и переживания.
Поженились. Была уверенность, что все, теперь мы женаты, он мой единственный мужчина, все, никаких увлечений.
Но нет. Появился мужчина, отношения с которым развивались медленно, но четко - партнеры по работе, друзья, любовники...
Я очень сильно влюбилась, я понимала, что в том другом есть все, чего нет в моем муже. Это был очень красивый роман. И я, пожалуй, была готова даже уйти от мужа.
Но мужчине, который полностью завладел моим сердцем и телом, я оказалась нужна только как любовница. Это было больно, это осознание пришло.
В итоге я с мужем. Почти забыла того, другого, но он снова появился в моей жизни. Теперь есть любящий муж, любимый мужчина, и никакого удовлетворения.
Ужасно - предавать того, кто любит тебя больше жизни.
Больно - понимать, что ты только любовница для того, кого так любишь...
Мужа не могу бросить и не хочу, потому что все-таки люблю, а любовник... и его люблю. А, может, я никого не люблю? И, в первую очередь, себя???? Я так запуталась.
Помогите мне, пожалуйста.

Ответ эксперта
У многих психологов настороженное отношение к метафоре «Он (она) – моя половина». Обычно так говорят, когда хотят подчеркнуть исключительность отношений, чрезвычайную близость между двумя людьми. Означает ли это, что ощущение целостности наступает только в тесной связи с другим? Что тогда представляет собой человек как отдельная единица?
Дело, безусловно, не в самой формулировке, а в сути вопроса: «Что для меня значит быть вместе с кем-либо? Зачем мне это? Каким человеком я себя чувствую, когда я в любовных отношениях? А вне таких отношений? Как в моей жизни реализуется баланс между автономностью и совместностью? Получается ли у нас с партнером гибко регулировать дистанцию между нами? Что мы делаем, когда чувствуем, что напряжение между нами нарастает? Выдерживают ли наши отношения череду взаимных сближений и отдалений, неизбежных при сколько-нибудь длительной жизни вдвоем? »
Рассказ о вашей жизни, переполненной страстями, и слова о муже как о половине, судьбе, показались мне связанными между собой. Если человек чувствует, что ему не хватает чего-то очень важного, когда он сам по себе, он начинает искать отношений с партнером, который сможет восполнить этот пробел, недостачу. Если у партнера похожее ощущение внутри себя, такие люди стремятся друг к другу, пытаются сблизиться все больше и сильнее. Но «Есть в близости людей заветная черта. Ее не перейти ни нежности, ни страсти». Говоря психологическим языком, абсолютное слияние как способ жизни невозможно. Потому что в предельной точке полное растворение означает потерю себя как личности или смерть. Получается, что чем ближе, тем тревожней. А если отдалиться, возникает чувство пустоты. Тут может случиться новая влюбленность, отношения по старой схеме с другим человеком. Если же новый партнер «играет» по иным правилам (например, избегает близких отношений, одновременно поддерживая связь с несколькими женщинами), удовлетворения нет, но нет и пугающей неразделимости.
Мне кажется, лучше вступать в отношения не «половинами», а целиком. Тогда удастся избежать сменяющих друг друга слияний и эмоциональных разрывов. От некоторых людей мне приходилось слышать: «А тогда, вообще, зачем все это нужно?». В некотором смысле, ни за чем. Во всяком случае, не для физического или эмоционального выживания. Просто есть вещи, которые одному создать нельзя. И если почему-либо эти вещи представляются ценными, можно попытаться взяться за них вдвоем. Как в фигурном катании. Есть одиночные выступления и парные. Нельзя сказать, что лучше. И в том, и другом виде спорта можно стать чемпионом или рядовым спортсменом. Но никогда, независимо от своего таланта, мастерства, натренированности, один фигурист не превратится в двух. И не порадует зрителей той красотой, которая возникает от согласованности и гармонии в движениях партнеров. И сам этому не порадуется.