Как победить зависть и поверить в себя?
Здравствуйте, Люси!
Меня беспокоит, что я стала очень завистливой. В детстве я была способной ученицей, отличницей в школе и университете. На последних курсах я училась без особого старания, это замечали и окружающие, говорили мне, что я ленюсь и не развиваюсь, хотя обладаю и умом, и незаурядными способностями. Я тоже так считаю, но в течение последних трех лет у меня какая-то апатия. У меня скучная работа, правда, там меня тоже очень высоко ценят. Я никак не могу выбрать сферу деятельности, "удариться" во что-то. Загораюсь чем-то и тут же интерес угасает. Естественно, за прошедшее время многие мои ровесники добились больших успехов, и когда я об этом узнаю, мне становится очень обидно, я пытаюсь оправдаться перед собой. Смотрю на других с завистью, злюсь, но меня не двигает вперед это чувство. Хотя я привыкла думать о себе как о честолюбивом человеке.
Недавно я проходила отбор на стажировку в иностранную компанию. Я прошла сложные тесты, вошла в десятку ребят, которых пригласили на собеседование. На интервью менеджер по персоналу сказала, что "для моего возраста у меня большие достижения", но почему-то меня не взяли, не объяснив причин.
Что происходит в моей жизни и как поверить в себя?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Катя.
Наверное, то, что сейчас происходит в Вашей жизни, во многом связано с неудачным стечением обстоятельств. Вы трудитесь на своей первой работе после окончания университета. Все началось со скучного дела, и это не прибавляет энтузиазма, особенно яркому и одаренному человеку, но, с другой стороны, первая работа редко бывает творческой. То, что Вас не взяли на стажировку без объяснения причин может быть связано с нюансами внутренней политики этой компании, с какими-то их неясными предпочтениями, со случайностью, а не с Вашими профессиональными недостатками или личными несовершенствами.
Что касается сравнения себя с ровесниками, то, как Вы сами замечаете, оно Вас никуда не продвигает. Сравнение порождает зависть, а это мучительное чувство, отбирающее силы. И, наконец, судя по Вашему письму, Вам, как творческому человеку, важно загореться делом, которым Вы занимаетесь. Вдохновение и зависть плохо уживаются в одной душе.
Мне кажется, не стоит «коллекционировать» неудачи и приписывать их исключительно на личный счет, не принимая во внимание реальное устройство жизни. В ней не все зависит от наших способностей и стараний. Лучше обратиться к тем моментам, когда между Вами и каким-нибудь делом (любого масштаба и из любой области) устанавливаются творческие отношения. Понаблюдайте, какой у Вас тогда бывает душевный настрой? Что, помимо естественного желания быть первой, помогает увлечься этим занятием? Каким человеком Вы тогда себя чувствуете? Что становится важным, а что второстепенным? Что (или кто) помогает Вам поддерживать вдохновение и живой интерес к тому, чем Вы заняты?
Думаю, творческое отношение к работе, к повседневным занятиям, к людям – редкая способность, о которой нужно бережно заботиться, создавать для нее благоприятные условия. И тогда очень скоро Вы найдете дело, которое увлечет Вас по-настоящему, которому захочется посвятить себя целиком. Потому что именно творческая «искра» превращает то, что мы делаем, в осмысленное, приносящее искреннюю радость занятие.