Как избавиться от застенчивости и зависимости от мнения окружающих
Здравствуйте, Алла.
Подскажите пожалуйста как работать над собой в ситуациях:
в компании малознакомых, но знакомых людей (больше 4 человек) есть страх рассказывать (звучать), говорить тосты, страх оценки, страх выглядеть глупо. Что лучше в моей ситуации какие-то тренинги по звучанию, публичному выступлению? или это психологически и нужно решать вопрос с психологом?

Ответ эксперта
Татьяна, добрый день. По данным, опубликованным в США, страх публичных выступлений занимает почетное первое место среди всех страхов, и таким образом, опережает даже страх смерти! Наверное, потому, что умирать нам приходится всего один раз в этой жизни, а выступать гораздо чаще. Большинство людей боятся выступать на публике, поэтому никаких отклонений от нормы в вашем случае не наблюдается. Давайте проясним в первую очередь вашу цель. Зачем вам нужно научиться говорить тосты? Если вы не планируете карьеру организатора корпоративных вечеринок или профессионального тамады, то умение говорить тосты - не навык первой необходимости. Вы и сами, наверное, обращали внимание, что есть люди, которые постоянно говорят и думают вслух, и их часто относят к экстравертам, и, люди, которые говорят мало, только когда им есть что сказать, и их относят к интровертам. И просто прекрасно, что есть и те, и другие. Поэтому, если конкретной цели нет, то примите себя такой, какая вы есть и получайте от этого удовольствие. Если же есть конкретная цель, (скажем, ваша карьера в организации зависит от умения выступать с презентациями) то это тот навык, который нужно и можно отрабатывать. Существуют тренинги, которые помогают понять, как нужно готовиться к презентациям, и в том числе, как работать со страхом публичных выступлений. Есть курсы по риторике и классы актерского мастерства, направленные на развитие навыков публичных выступлений, где профессиональные актеры помогут вам справиться со страхом. И самое главное, нужно начать публично выступать на постоянной основе, понимая, что с первого раза идеально все равно не получится, и только практика сможет вам помочь решить эту задачу. Помните, как в том анекдоте: " Как попасть в консерваторию?- Практика, практика, и еще раз практика".