Трудно принять профессию мужа
Здравствуйте! Мой муж - офицер, и я всегда гордилась им и его профессией. Пока над нами было мирное небо и мы вели размеренную жизнь в военных городках, все было хорошо. Но теперь он переводится в другое подразделение, где командировки, марши, горячие точки, служба на пределе человеческих сил.
И я растерялась. Когда он спросил меня, не буду ли я против его перевода, я ответила честно: как его друг я поддерживаю это решение, рада, что он идет вперед, развивается, находит способ реализовать себя; но как жена - я не хочу и боюсь этого.
Теперь, когда это решенный вопрос, мне очень страшно. Страшно, что его убьют, но главное даже не это. Я боюсь, что служба и "боевое братство" займет все его мысли. Он и сейчас не склонен открыто выражать эмоции, но я боюсь, что он изменится и станет более закрытым, по-другому станет реагировать на вещи, не сможет радоваться чему-то обыденному. Что я не буду ничего знать о его работе, потому что он не будет иметь права рассказать. Его герои - кубинские революционеры, я рада, что у него есть идеалы, которые он стремится воплотить. Но ведь вокруг столько грязи, во власти столько грязи, а он хочет свою жизнь положить непонятно ради кого только для того, чтобы испытать себя! Он говорит - ради своей страны и близких, но ведь войны нет и близким только хуже, а он говорит - война есть всегда, мы можем её предотвратить и т.п.
С другой стороны, как ни странно, я всему этому завидую. И тому, что он занят любимым делом, и тому, что у него есть единомышленники. А сама боюсь остаться тенью и ничего не добиться. Теперь, после разговоров с ним, мне иногда кажется, что все профессии бессмысленны, кроме абстрактного "родину защищать", и мои собственные занятия (я преподаватель и переводчик) в моих глазах обесцениваются. Успокаиваю себя тем, что что же это за офицер, который не воюет, и что я за жена офицера, если мой муж каждый день приходит домой обедать.
Дневник пишу, по полочкам раскладываю. Легче не становится, точнее, становится на время, а потом опять. Как мне принять эту ситуацию? Надо ли бороться с голосами в голове? Надо ли было высказывать всё это мужу?
Спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Мария!
Конечно, такую профессию мужа принять очень сложно. Я думаю, что вы поступили правильно, честно ответив на вопрос о его переводе. И мне кажется, что вам стоит поделиться с ним и другими опасениями — что вы боитесь потерять с ним контакт, боитесь, что он совсем от вас отдалится. Опишите ему ваши чувства и мысли — они вовсе не теряют ценности из-за того, что его профессия, на ваш взгляд, так благородна и необходима; вы имеете полное право высказывать свое мнение мужу, разговаривать с ним на одном уровне. У вас нет цели переубедить его; но ведь вы стараетесь принять идеалы вашего мужа, делите с ним сложности его профессии — пусть и он пойдет вам на встречу, выслушает ваше мнение, сделает какие-то шаги для того, чтобы сохранить ваши близкие отношения.
При этом, мне кажется, вам не стоит жертвовать собой ради профессии мужа, которую вы немного идеализируете. Вы ведь не просто "жена офицера", вы отдельный человек, и хотя работа вашего мужа сильно влияет на вашу жизнь, она вовсе не должна становится центром вашей вселенной. И конечно, военное дело — не единственная достойная профессия. Наверное, на вас сильно повлияли разговоры с мужем и его глубокие убеждения; но это — его убеждения, а не ваши, и хотя вы можете их уважать, не стоит безоговорочно впитывать их и принимать за свои. Вы — преподаватель и переводчик, почему вам кажется, что это не ценные занятия? На мой взгляд, преподаватели наряду с врачами — представители очень благородных профессий. И жизнь страны и отдельных людей строится отнюдь не только на военной защите государства. Вы — человек, который сохраняет и передает другим людям культуру и знания, и, мне кажется, мало профессий по важности сравнятся с вашей.
Возможно, вы чувствуете, что не в полной мере воплощаете свой потенциал? Может быть, видя профессиональное развитие мужа, вы чувствуете, что тоже хотели бы чего-то большего? Попробуйте отделиться от своего мужа, от его занятия, и подумайте, как вы могли бы развиваться профессионально в своей сфере. Ведение дневника действительно помогает постепенно разобраться в своих мыслях, но, конечно, это не происходит сразу. Прислушайтесь к своим желаниям, дайте им время созреть, и не бойтесь попробовать что-то новое.