Как распознать аутизм?
Родители моего мужа посмотрели что-то по телевизору, и сделали вывод, что мой сын аутист. Я обратилась к детскому психологу на консультацию. Хотелось бы заранее узнать точный способ диагностики этого явления у детей. Ребенку 2 года и 9мес.

Ответ эксперта
В последнее время много говорят и пишут об аутизме. С одной стороны, это хорошо, потому что полученная информация позволяет взрослым обратить внимание на особенности развития ребенка и при необходимости своевременно организовать для него помощь специалиста. С другой стороны, некоторые черты поведения аутиста могут отмечаться на определенных возрастных этапах и у здоровых детей. Лишь для специалиста уловима разница, которая состоит в продолжительности и интенсивности наблюдаемых симптомов, а также в возрасте их проявления. Кроме того, неспециалист может принять за симптомы аутизма индивидуальные особенности ребенка.
Обычно аутистические расстройства поддаются диагностике на третьем году жизни. Хотя в каких-то случаях выявить их возможно в более раннем возрасте, а в других случаях - в более позднем. В целом, чем раньше это удается сделать, тем более эффективную помощь можно оказать ребенку.
Говоря о расстройствах аутистического характера, следует, прежде всего, выделить нарушения в трех областях развития. Во-первых, нарушения в сфере социального взаимодействия ребенка (в том числе, со сверстниками): неспособность использовать зрительный контакт и мимику для коммуникации, непонимание эмоционального состояния другого человека, проявления равнодушия и неприятия, прочие признаки. Во-вторых, качественные нарушения в коммуникации ребенка: нарушения в развитии вербальной речи, а при хорошем развитии - неиспользование ее возможностей для общения, неспособность поддерживать речевой контакт со взаимным обменом и т.п. В-третьих, ограничения в сфере собственных интересов ребенка: чрезмерное пристрастие ко всему привычному, непереносимость нового, навязчивая склонность к определенным ритуалам и действиям, стереотипные повторяющиеся движения и т. д. Как следствие, расстройства аутистического характера приводят к нарушению эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, особенно с людьми.
Для диагностики аутизма важно знать основные вехи развития ребенка (все особенности его речевого, эмоционального и моторного развития). Поэтому существенное значение имеет та информация, которую специалист получает от родителей. Диагностика также включает наблюдение за ребенком, проверку его способностей. Некоторые специалисты просят родителей заполнить опросные листы, помогающие выявить нарушения в развитии ребенка. Иногда с целью уточнения диагноза проводится наблюдение за развитием ребенка в динамике: специалист просит прийти на прием спустя некоторое время (обычно через три месяца).