как объяснить девочке 14 лет, что иногда нужно помогать родителям
Здравствуйте, моей дочери 14 лет,она - ярко выраженный подросток. Пжлста, подскажите, как ей объяснить, что нужно помогать родителям, причем без напоминаний? Мы с мужем на работе до позднего вечера и просим иногда забирать младшую сестренку из садика, она выполняет просьбу, но при этом демонстрируя свое недовольство. Мы даже боимся уже лишний раз о чем-нибудь просить, чтобы не видеть ее недовольного лица, дерганий и прочее. В выходные и по вечерам мне все время приходится просить ее помочь мне на кухне с готовкой, с уборкой по дому и так далее. Она даже по утрам не заправляет свою постель. Она все выполняет (хотя и тяп-ляп), но только после моих криков-визгов. Иногда ловлю себя на нехорошей мысли, что мой ребенок - это совершенно чужой для меня человек, я не понимаю ее и бывает даже, что она, ее присутсвие мне неприятно. Меня это пугает.

Ответ эксперта
Сара, здравствуйте!
Да, подростковый возраст - трудное время для всей семьи, конфликты с подростком неизбежны. Ваша задача здесь "продержаться" самой и быть достаточно поддерживающей, чтобы сохранить ваши отношения с дочерью. Помните, все, что вы когда-то закладывали в нее, все ваше воспитание вовсе не прошло мимо, просто на время на поверхность вышли другие вещи, но все, что было раньше никуда не делось. Попробуйте вспомнить себя в подростковом возрасте и чаще ставить себя на место дочери, попробуйте смотреть на мир ее глазами иногда. Напоминайте себе, что это нормативный возрастной кризис и он обязательно пройдет.
Подростковый возраст - время развития самосознания, ощущения себя в этом мире, поиски своего места, своего пути, а пока, хотя бы частично, не отвергнуто старое место и родительский путь, создать что-то истинно свое, новое, обрести собственный голос - не получится, поэтому правила жизни вашей семьи будут проверяться на прочность и соответствие жизненным реалиям: "мама всегда говорила,что нужно заправлять кровать. а зачем? кажется, мне удобно и так, может быть, это для мамы правильно заправлять постель а для меня - нет" и т.д.
Для подростков не работает слово "надо" или "нужно" без объяснений, как это могло работать раньше, когда она была ребенком. Кому нужно? почему надо? Ведь если честно отвечать на этот вопрос, то надо, чтобы она помогала, чтобы убиралась и т.д. - вам. А ей - пока не надо. И с этим придется считаться.
Но это не означает, что с подростком нельзя договариваться. Именно договариваться и нужно. Например, обсудите, что каждый имеет право самовыражаться так, как ему будет удобно, но только так, чтобы это не мешало его близким, поэтому, когда люди живут вместе, у них есть определенные "правила общежития". Поговорите о том, что для того, чтобы всем в семье было комфортно, у каждого должны быть свои обязанности, постарайтесь договориться о четком списке только ее обязанностей, которые выполняются без напоминаний, и не выходить за него. Так это будет ее собственным шагом к ответственности, а не действованием под вашу диктовку.
Не ограничивайте ваше общение с дочерью темами обязанностей, обсуждайте фильмы, книги, ищите общее с той новой личностью, которая рождается сейчас.
Сара, желаю вам сил пережить подростковый возраст дочери, а, так как трудно в это время не только ей, постарайтесь уделять себе больше времени и внимания, заботьтесь о себе, позволяйте себе встречи с подругами, прогулки, кино и т.д., чем лучше вы себя чувствуете, тем проще вам будет в общении с дочерью.
Удачи!