Как наладить контакт с окружающими?
У меня постоянно возникают сложности в общении с другими людьми.
У меня был круг близких друзей, но все они остались в другом городе. Сейчас у меня есть муж и одна близкая подруга, но с мужем у нас, в общем, различные интересы, а с подругой редко удается пообщаться вдвоем. Довольно часто я действительно чувствую, что мне интереснее почитать книгу, чем разговаривать с другими людьми "ни о чем", и я так и делаю. Тем не менее, меня также часто гнетет ощущение одиночества и оторванности от других людей. Я понимаю, что очень часто люди не хотят (или боятся) разговаривать о том, что их на самом деле волнует. Но поддерживать "светские" разговоры ни о чем я не могу, не умею, да и не хочу, по большому счету. Как выбраться из этого противоречия?
Кроме того, я привыкла очень тщательно обдумывать то, что я говорю, больше слушать, чем говорить, и мне действительно интересно слушать другого человека. Очень часто можно услышать рекомендации ,что нужно слушать другого человека, но это не работает! Люди почему-то немногословны, когда ты хочешь их слушать, мне кажется, они видят во мне замкнутого и нелюдимого человека. Получается, что нужно говорить о себе, но я не умею! Мне комфортнее слушать!
Ко всему этому примешивается ряд комплексов: страх совершить ошибку, сказав что-нибудь не так и испортить о себе впечатление, излишняя критичность по отношению к себе и, как следствие, к другим, привычка, что если хочешь что-то сказать, надо говорить по существу - в результате я произвожу впечатление излишне серьезного человека, и, наверное, даже занудного. Как мне от этого избавиться? Последнее что я себе надумала- что у меня нет чувства юмора, поэтому другие не хотят со мной общаться.
Кроме того, для того чтобы лучше описать мою ситуацию, наверное, также необходимо признаться в том, что я очень сильно боюсь публичных выступлений. Практика выступлений имеется, но сопровождается очень сильными стрессами, так как борьба с собственными страхами очень сильно изматывает. У меня такое ощущение, что я постоянно веду изнурительную борьбу с самой собой, что какие-то две части меня очень сильно отличаются друг от друга и постоянно воюют между собой. Так, например, мне очень хочется оказаться в центре внимания, но если это вдруг происходит, я начинаю очень стесняться, стремлюсь, чтобы это поскорее закончилось, быстрее уйти в тень. До того, как я оказалось в центре внимания, мне кажется, что я этого заслуживаю, но меня не замечают, после того, как я оказалась в центре внимания - что это внимание незаслуженно, и мне лучше побыстрее ретироваться, пока это не выяснилось.
Похоже, я задала не один вопрос, а как минимум три, но я это сделала для того, чтобы лучше описать ситуацию. Пожалуйста, помогите мне нащупать выход из этого замкнутого круга. Я буду очень благодарна, если кто-либо из экспертов сможет ответить хотя бы на один из вопросов.
Буду также признательна за совет относительно возможных тренингов или конкретного психотерапевта, к которому можно было бы обратиться. Эта проблема возникла не вчера, я уже очень от нее устала, и очень хочу от нее избавиться.

Ответ эксперта
Замечательно, что в городе, откуда Вы приехали, у Вас был опыт близкого общения с друзьями. Наверное, тогда Вы чувствовали себя уверенно, поэтому вели себя естественно, без напряжения, и проблем не возникало. Непринужденно шутить, искренне интересоваться другими, быть интересной самой – все это получается легко, само собой, когда внутри чувствуешь себя спокойно и не видишь в окружающих строгих судей, имеющих власть осыпать почестями или с позором разоблачить. Что помогало Вам тогда не волноваться о том, что эти люди о Вас подумают, как оценят? Можно ли перенести это в настоящий момент? Чем прежние друзья отличаются от новых знакомых, а чем похожи?
Если говорить о близких отношениях, то они всегда «адресные», в отличие от «светского» формата общения. Другими словами, это отношения с конкретным человеком. С кем именно сейчас Вы хотели бы сблизиться и почему? Сколько людей Вы хотели бы видеть в своем ближайшем кругу? Мне кажется, такой круг складывается постепенно. Ниточки симпатии и взаимного интереса сначала сближают Вас с кем-то одним, потом с другим. Поэтому не стоит представлять себя на «сцене» под многочисленными взглядами (и испытывать противоречивые чувства по этому поводу), когда речь идет об отношениях на близкой дистанции.
То, что Вы готовы прикладывать усилия для решения возникших проблем, вызывает у меня глубокое уважение. Раз речь идет о трудностях в общении, лучше справиться с ними, поработав в психотерапевтической группе. Например, тренинги, которые проводит Институт Групповой и Семейной психотерапии, - это всегда хороший уровень профессионализма, поэтому они заслуживают доверия.