моё личное пространство-<wbr/>где границы?
здравствуйте. Спасибо за ответ. Понимаю, что начинать решать проблемы надо с себя. В моей ситуации меня интересует как защищать своё личное пространство, Конкретно, мирно делить общее пространство с малознакомыми людьми и своими поступками не дать сеть на шею людям, которые в наглую это делают.
я всегда поступала в жизни так, как вы предлагаете и люди постоянно нарушали мои границы (это я поняла сейчас), поэтому уступать больше не хочу, т.к. это стало вызывать у меня раздражение и гнев. Надоело быть хорошей, а привычка ставить на место хама ещё не прижилась.
Прокомментируйте, пожалуйста, что думаете.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Анна!
Все становится очень легко, когда мы сами себе разрешаем иметь это самое личное пространство, не испытывая чувства вины. Чувство вины часто провоцируется родственниками, которые говорят: «Ну как, мы же одна семья; я же мама» и т.д, при этом грубо нарушая границы. Часто речь идет даже не о физических пространствах — стучаться в комнату или не рваться в ванную, когда там дочь или сын все более-менее научаются. А вот право побыть одному, выбрать что-то другое, иное — это плохо признается и это то, что часто приходится отвоевывать в семье.
Вам не составит никакого труда разделять пространство с другими людьми, если Вы примете, что есть люди, с которыми Вам и не надо его разделять. Если есть кто-то, кто регулярно пользуется Вашей помощью, но ничего не дает взамен, научитесь говорить ему «нет». Если есть кто-то, кто регулярно звонит Вам, чтобы пожаловаться и совсем не оставляет времени и пространства на то, чтобы выслушать Вас — говорите «нет» такому общению. Если кто-то просит помощи, получает ее от Вас, но потом опять и опять делает так, чтобы оказаться в том же положении — откажитесь участвовать в операциях по «спасению».
Не всегда можно перевоспитать или изменить кого-то, но можно начать с того, чтобы перестать поддерживать манипулятивное поведение, просто перестать быть тем, кто всегда ответит манипулятору. Научиться самой общаться только с помощью прямых посланий: прямо высказывать своем мнение, просьбу или желание. Прямо просить, а не делать так, чтобы кто-то «догадался» сделать то, что Вы хотите. Страшно не быть «хорошей», но иногда мы путаем «плохая» и «такая, как я есть», важно перестать считать себя какой-то «не такой», на всех все равно не угодишь, а потерять себя очень легко.
Желаю всего доброго!