Как их "читать"? (в рамках онлайн-конференции "Понимать людей другой культуры"
Почему по лицам мусульман/азаитов я не могу считывать их эмоции – не могу предсказать, что они думают и что будут делать дальше. У них как-то иначе в культуре закреплена мимика и эмоции? Запрет на выражение эмоций? Куда смотреть? Я не боюсь их и ни в чем плохом не подозреваю – просто чувствую себя как-то неловко, неуютно и общение в итоге кажется каким-то поверхностным, скованным.

Ответ эксперта
Уважаемая Нина!
Мне не пришлось работать с мусульманами. Но я был хорошо знаком с некоторыми татарами, узбеками, проживающими в Москве, в Риге, в Магадане – в основном моими коллегами, среди которых были и верующие мусульмане. Это замечательные, отзывчивые и умные люди.В их присутствии я чувствовал себя в своей среде и вполне понимал их мимику, сопровождающую определенные эмоциональные состояния. Надеюсь, что и они относились ко мне также доброжелательно.
Среди значительно большей группы палеоазиатов, с которыми мы, в основном, работали, я также встречал вполне доброжелательных и понимающих людей, с которыми вполне подружился. Но некоторые (особенно дети), иногда проявляли какую то замкнутость и настороженность, которые в ходе работы чаще всего снижались, а иногда и полностью исчезали. Я никогда не демонстрировал своего превосходства и не пытался их чему-то учить, тем более наставлять или порицать. А просто рассказывал, зачем нужна эта работа, и всегда получал в ответ понимание и одобрение.
Ответ эксперта
На поведение людей оказывает и религиозные предписания, и правила того общества, в котором они выросли — это не всегда одно и то же. Мужчины из стран, где женщины, преимущественно, носят головной убор, не носят вне дома открытую одежду, могут испытывать неловкость, общаясь с женщиной иной культуры. Мужчине может быть просто неловко и непривычно общаться с женщиной в открытом платье - отсюда стеснение, избегание глазного контакта — он избегает такого поведения, которое в его стране в отношении малознакомой женщины было бы расценено как непочтительное. Вы же можете переживать этот же самый контакт как неполноценный, а человека считать закрытым и непонятным. При этом со временем, когда вы уже не воспринимаетесь, как незнакомка, эти сложности могут нивелироваться. С малознакомым человеком общение может быть поверхностным, но то же самое вы переживаете и при общении с незнакомцами одной с вами культуры, правда же? Конечно, у азиатов из бывших советских республик нет никакого запрета на выражение эмоций — посмотрите, как общаются между собой люди, которые кажутся вам такими непонятными и совершенно «нечитаемыми»: давно известно, что мы все имеем один и тот же набор эмоций, да и мимическое выражение их оказывается универсальным! В некоторых культурах при общении правилом хорошего тона считается смотреть в глаза и совершать энергичные жесты, а в других такой же взгляд будет восприниматься как проникающий и неуютный. Общаясь с людьми из другой культуры и испытывая трудности, связанные с различиями, можно попросту восполнить недостающие знания — теперь это так легко.
Люди обычно с радостью отзываются на вопросы об обычаях и правилах, которые приняты у них на родине -- можно спрашивать, не стесняясь, и гарантированно получить ответы. Можно также поинтересоваться у собеседника, как ему было бы комфортнее общаться, и получить обратную связь.
Я помню, что однажды я, будучи на учебе в Цюрихе, разговорилась со студенткой того же института из Южной Кореи (мы учились в международной программе и у нас были студенты буквально со всего света) о том, какие у нас в странах обычаи приветствия друг друга в зависимости от степени близости. Я в то время испытывала трудности такого рода — никак не могла привыкнуть к новой моде целовать воздух около лица человека, встречаясь с ним и прощаясь. Я никогда не могла запомнить, с какой стороны начинают, сколько раз «целуют» немцы, французы и люди других культур. Проще всего было с американцами, которые вели себя примерно как «мы». Моя подруга из Кореи очень удивлялась, что у меня такие же трудности, как и у нее, она говорила: «а теперь представь, как трудно мне, у нас вообще не приняты прикосновения и поцелуи с незнакомцами, а ты, европейка, испытываешь, оказывается, такую же неловкость порой»!
Думаю, что улыбка, проявление интереса, неравнодушие, мягкость никогда не бывают неуместными и всегда помогут вам продвинуться в понимании любого человека.