Национализм как болезнь (в рамках онлайн-конференции "Понять людей другой культуры")
Добрый день.
Меня все больше волнует вопрос национализма. Да, люди разных культур - разные. Да, тот, кто не похож на нас, пугает. При этом, как мне кажется, мы (имею ввиду постсоветское общество) не очень обучены уважению – такому безусловному уважению Другого. Наверное, в условиях, когда нужно было постоянно думать о выживании и бороться друг с другом как паукам в банке, не до воспитания уважения было.
Но почему сейчас такой всплеск националистических настроений? От жгучей ненависти с нацменшинствам, до пренебрежительного «неприятно, что их так много стало. Грязно как-то». И вот если жгучая ненависть и агрессия как-то осуждаются все-таки в обществе. То вот это пренебрежение считается нормальным. Мол «понаехали». Есть ощущение, что напряжение в той же Москве на этой почве возрастает. Пренебрежительно-брезгливые высказывания я слышу даже от людей образованных, успешных, даже от психологов! Какие только грехи не приписываются «чужим». Такое впечатление, что эта реакция пренебрежения идет как-то помимо осознания – помимо осознания того, что это просто стыдно. Стыдно, потому что не достойно цивилизованного человека. Что от такого пренебрежения до собственно национализма не так уж далеко. Я не права?
Пугает, с какой легкостью конкретно в нашем обществе приживаются националистические идеи. Чувствовать свое превосходство приятно. Склонность к стереотипному мышлению и страх перед незнакомым – явление общечеловеческое. Но кажется, что в цивилизованных обществах, в Европе, натерпевшейся от второй мировой, есть мощный запрет на подобное отношение. Почему в нашей стране, в которой так много говорят о великом Подвиге народа во время ВОВ, вдруг такой скачек националистических идей? Чем они подпитываются? Поможет ли осознание этих механизмов как-то обезвредить их?

Ответ эксперта
Уважаемая Светлана!
Вы абсолютно правы, определяя национализм как болезнь. Причем болезнь тяжелую и трудноизлечимую. Но я не специалист по национальному вопросу. Отсылаю вас к статье Владислава Келле «Национализм и будущее России», которую найдете в интернете. Там все очень хорошо проанализировано.
Здесь позволю себе привести две заключительные цитаты из моей книги "Различия, которые нас объединяют (Этюды о популяционных механизмах межполушарной асимметрии": "Все это выводит проблему межполушарной асимметрии в область защиты прав человека. В своем юбилейном выступлении С.А.Ковалев* обратил внимание на следующее обстоятельство. "Кем мы приходимся друг другу? ...прежде всего мы приходимся друг другу людьми. Да, мы все очень различны, но различия не разобщают, а объединяют нас. Вот и вся философия прав человека"… "Осознание преступности межэтнических и религиозных военных конфликтов, угрозы всеобщей ядерной катастрофы, глобализации экологических проблем все больше приводит к убеждению в том, что сегодняшний мир должен стать "единым целым. Его делает таковым технологическая, коммуникационная и информационная революция.... Человечество пришло к единству, не теряя своего национального и культурного многообразия, ибо в нем тоже залог выживаемости. Но любая национальная идея останется сегодня мертворожденной утопией, если она не будет органической частью общечеловеческого идеала. Остается убедить в этом само человечество".
В одном из писем академик А.А. Ухтомский писал: "Не значит ли, что человечество живет при всех разьединениях и противоречиях единым общим телом? Не значит ли, что мы члены и органы какого-то общего тела? И только тогда, когда будем в самом деле вместе, откроется нам совсем в новом свете истина подлинной истории, истина нашего бытия, истина будущего".
И в этом вся истина и правда!
* Ковалев С. Сны политического идеалиста, или как нам обустроить Европу и мир.// Новое время. 2000, № 10, с.10.
Ответ эксперта
Я понимаю, о чем Вы беспокоитесь. К сожалению, действительно, люди, избегая совсем уж оголтелого национализма, позволяют себе «бытовой», не замечая, как пренебрежительно звучат их высказывания в адрес людей, которые приехали в их город или страну не от хорошей жизни.
Что с этим делать? Не будешь же одергивать и стыдить всех вокруг? Или все же надо бы иногда обратить внимание человека на то, что и как он говорит? Я думаю, что самый верный, но долгий путь — это начать с себя. Как часто бывает и в отношении других проблем — мы можем делать что-то только с самим собой. Можно сказать себе: дальше меня это все не пойдет, в моей семье этого не будет, мои дети будут знать, что все люди, действительно, равны. Сейчас мир совсем другой, чем 20 лет назад, многие стереотипы уже давно могли быть разбиты, народы перемешиваются и переселяются, стоит посмотреть на прохожих в Лондоне, Амстердаме или Цюрихе. То, что раньше пугало, уже стало знакомым и совсем не чужим, но власть стереотипов очень сильна, и важно, на мой взгляд, «по капле» убирать их из своих реакций на людей другой национальности и поведения в отношении этого самого Другого.
Мне кажется, важно не отключать внутреннего критика, ведь каждый из нас — это часть этого самого общества, в котором, как вы замечаете, легко прорастают националистические идеи. Я — часть этого общества, и я никому не позволю вложить в мою голову ни одной идеи, которая будет противоречить моим убеждениям. Если власть попытается перенаправить недовольство своей политикой или какими-то крупными ошибками в национальной политике и экономике в русло национальной ненависти, то со мной это не получится. Думать каждому из нас никто не сможет запретить. Многие беды происходят тогда, когда человек просто перестает думать. «Перестал думать? Нет своего мнения? — включи телевизор, тебе там подскажут, какое иметь мнение», - так говорил один из моих преподавателей в Университете.