Как правильно сделать замечание чужому ребенку, если это необходимо
Здравствуйте!
Моей дочке годик (исполнился буквально вчера), т.е. она еще малышка. Сегодня на детской площадке с нами рядом игрался мальчик постарше, думаю на пару лет точно. Он брал периодически чужие игрушки, правда, его мама у меня спросила, можно ли взять, - я разрешила. Но когда моя дочка подходила к какой-нибудь игрушке, мальчик неожиданно подбегал и выхватывал игрушку у дочки из-под носа, она, естественно, в силу возраста просто не успевала ее взять и стояла в растерянности. Когда ситуация повторилась, при этом у мальчика уже в руках наша игрушка, и ему захотелось взять второй мячик, к которому наклонялась моя дочь, я ему четко сказала, что так делать нехорошо, что отбирать нельзя и тем более, что у него уже есть один мяч в руках. Мама мальчика ответила за него, что такие сложноподчиненные предложения он не поймет и не понимает и явно была не оч. рада тому, что я в такой форме отреагировала. Они ушли на другую площадку.) Соответственно, у меня крутится вопрос: как правильно вести себя с чужими детьми, если его родитель не реагирует на ситуацию, как правильно делать замечания чужому ребенку и можно ли вообще их делать, чтобы не обидеть ни этого ребенка, ни родителя

Ответ эксперта
Здравствуйте, Алена!
Мне кажется, Вы все правильно сделали; в таких ситуациях, не обижая другого ребенка, прежде всего, нужно защитить того, кто слабее, младше, не такой ловкий и быстрый. Вы понимаете, что всегда будут такие ситуации, когда родители будут просто не понимать, не видеть, что происходит что-то «неправильное» с участием их ребенка. Можно делать так, словно бы Вы говорите от лица своего ребенка, «Ой, ой, а мне не досталось». Можно просить родителей другого ребенка, как та мама попросила, можно ли взять вашу игрушку, может ли она попросить его делиться с Вашей дочкой. Родители других детей всегда будут обижаться, когда кто-то «неавторизованный» — не воспитатель в саду или учитель, или тренер, будет говорить их детям, что так-то и так-то поступать нехорошо или неправильно. Поэтому можно, не указывая, не «квалифицируя» поступок ребенка, говорить: «Давайте делать так-то, давайте сделаем так-то, чтобы никому не было обидно», давайте, мол будем по-очереди и т.п. В таких ситуациях мы еще и попадаем в прошлое, можем особенно болезненно реагировать, если, например, в детстве человек был робким и не мог постоять за себя, то, увидев ту же ситуацию со своим ребенком, можно «попасть» либо в чрезмерную реакцию, либо не суметь быть в этой ситуации взрослым, спрятаться, никак не отреагировать. Иногда мы преувеличиваем беспомощность своего ребенка или «ущерб» от действий других детей. Иногда надо дать ребенку увидеть, что есть вот такие и такие реакции и действия других детей, следить, что с этим придется научиться как-то поступать. И еще, когда дети такие маленькие, имеет смысл, все же, следить за тем, чтобы рядом были дети того же возраста. В год ребенку будет больше пользы, если Вы будете с ней играть, соответственно, создавая для нее безопасные условия; совместная с другими детьми игра наступит несколько позднее, пока же, до 3 лет точно, дети только учатся играть сами, а не совместно с другим ребенком.