как мне поступить
Добрый день. Не знаю, что мне делать… Как правильно реагировать на фразы: «Ну и вали», «Сейчас получишь у меня по голове» четырехлетней племянницы. Услышав такое впала в ступор, но ведь необходимо сказать правильные слова… Как поступать в такой ситуации?

Ответ эксперта
Екатерина, как вы понимаете, четырехлетняя девочка разговаривает теми словам, в тех выражениях и интонациях, которыми с ней и друг с другом разговаривают окружающие ее взрослые. Скорее здесь вам стоит спросить у нее, где она слышала такие слова, кто говорил ей такое, вероятно, лучше оградить ее от компании таких людей или провести с ними "воспитательную беседу".
Помните, что девочка просто облекла свои чувства (обиду, злость) в те слова, которые ей знакомы, это вовсе не значит, что она действительно имела в виду то, что говорит. В такой ситуации вы можете открыто продемонстрировать ребенку свои чувства, например, сказать, "меня удивляет, что ты так говоришь, мне обидно от того, что ты сказала, это задело меня, и т.д." и, обратясь напрямую к ее чувствам, показать какими другими способами можно их выражать, например: "я вижу что ты очень злишься, ты можешь сказать мне об этом прямо, и мы с тобой подумаем, что с этим делать", демонстрируйте своим примером, как можно выражать негативные эмоции: говорить о них открыто, выражать их на неодушевленных предметах, а не на людях, и т.д. Однако ничего не сдвинется с места, если в семье ребенка принято говорить таким образом.