Как изменить отношения с мамой?
До сих пор живу дома с мамой. Дело в том, что я считаю нашу родственную связь слишком сильной. Конечно, я люблю ее. Меня и сестру она воспитывала одна. Каждый раз мое сердце обливается кровью, когда я вспоминаю мизерную учительскую зарплату, мои бесконечные заболевания, ее бессонные ночи и великое терпение самого родного человека на земле - своей мамы. Знаю, что на этой земле ты никому не нужен, кроме нее. Но эта любовь превращается в истерию, подсознательно, на уровне тонких невидимых уз она не дает мне возможности уйти из семьи. Мне кажется, что она боится остаться одна (очень боится одиночества), я для нее являюсь каким-то стержнем в этой жизни. Ежедневные нотации, сверхмерная забота, решение моих проблем - те занятия, которые позволяют ей считать себя нужной и востребованной. Несколько попыток создания личной жизни оборачивались разладом и в первую очередь благодаря вмешательству собственной мамы. Она говорит, что желает мне счастья, хочет иметь внуков, но это гений и злодей в одном лице. В моем сердце переплелись два чувства к ней: любовь и ненависть. Помогите мне, я чувствую себя загнанной в тупик, я задыхаюсь.

Ответ эксперта
В отношениях, которые строятся по схеме «материнская жертвенность – дочерняя вина», противоречивых чувств, любви и ненависти, часто бывает с избытком. Чего в них не хватает, так это свободы, или места для кого-то или чего-то третьего – для мужчины, для ваших личных интересов. Вы делаете шаг в сторону -- вина возвращает вас обратно; вы решаете быть примерной дочерью – и задыхаетесь. Кроме того, чрезмерная опека, в которой вы выросли, затрудняет принятие самостоятельных решений: если вы не нужны никому, кроме своей мамы, какой прием ждет вас за границей семейного круга?!
Если вы все же отважитесь стать самой собой, а не только маминой дочкой, спрашивайте себя: «в чем конкретно я считаю себя виноватой?». Помните, что сам ход биологического времени продвигает вас к независимости. Благодарность родителям мы выражаем, поворачиваясь лицом к будущему, а не застывая в прошлом: мы передаем своим детям то ценное, что сами получили в детстве. Сближайтесь с сестрой: вдвоем «семейный груз» легче нести.
Из вашей истории можно извлечь полезный урок: та форма любви, когда один человек заменяет для другого все многообразие жизненных отношений, душит.
Вы поразительно точно описываете саму суть проблемы – слишком сильной родственной связи. Вы умеете наблюдать за собой, а это важный шаг к тому, чтобы изменить свою жизнь.
Думаю, вас заинтересует недавно изданная книга французских психологов Эльячефф К., Эйниш Н: «Дочки-матери. Третий лишний?».