Подражание плохим героям, желание быть жестким и плохим
Миша 5 лет. В фильмах выбирает самых плохих героев и хочет ими быть. Недавно увидел кино о немцах, и захотел быть фашистом и убивать свою бабушку. В любой истории ищет плохие поступки. Любит разговаривать про кладбище, аварии, больницы, смерть. Мы с мужем не знаем что делать.

Ответ эксперта
Елена, я понимаю, что вас, как маму, вероятно, очень пугает такой интерес сына к "плохим" героям. Родителям обычно приятнее, когда дети хотят быть положительными героями, как будто нам дает это надежду, что они такими и вырастят.
Дети действительно очень любят идентифицироваться с разными персонажами из фильмов и сказок, чтобы ощущать и проживать то, что не очень удается проживать в обычной жизни. 5 лет - это возраст, в котором очень хочется проявляться во всей своей полноте, без социальных преград. Через игру, рисунок или фантазии ребенок пытается прожить то, что у него внутри. В этом возрасте для детей, например, весьма актуальна тема смерти. Они пытаются размышлять о ней, шутить, высмеивать, фантазируют, играют. Это естественный способ психики "обработать" такую непростую тему. Так же и с агрессией. Ребенок все равно с нею встречается, в том числе, в своем окружении. Часто дети ощущает агрессию, направленную на них, например, через взрослое подавление, строгость, желание подчинить, осудить, переделать. Поэтому за их желанием быть "плохим героем" кроется всего лишь желание иметь право проявляться во всей полноте, в том числе, в своих агрессивных импульсах. То есть иметь право на свой агрессивный ответ в ответ на получаемую агрессию. Вы можете учиться вместе с мужем спрашивать у вашего Миши, почему ему нравится тот или иной герой. Почему ему хочется убивать или быть фашистом. Рассказывая о герое, Миша, таким образом многое расскажет вам о том, что у него внутри, о своей боли, страхе или злости. У вас будет шанс узнать, что же его мучает, и возможно, созреют идеи, как ему помочь. А для того, чтобы учить его учитывать людей вокруг, не подавляя при этом своих чувств и желаний, вы можете говорить ему: "Ты, скорее всего, не хочешь убить свою бабушку, просто за что-то очень злишься на нее". Это поможет ребенку опознавать свои чувства, распознавать реальность и фантазии.