ребенок не хочет учиться
Татьяна, добрый день! Моей дочери 11 лет и она учится в 4 классе лицея. Поступила дочь в лицей сама, своими способностями (мы не договаривались ни с кем, не платили и т.п.). Сразу не заладилось с русским языком, периодически мы дома занимаемся дополнительно (при наличии свободного времени). К 4 классу оказалось, что неладится ни с одним из основных предметов, ребенок не проявляет интерес ни к одному предмету. Есть репититор по английскому языку, который говорит, что ребенок просто ленится. Дополнительно дочь посещает один раз в неделю кружок по рисованию, но дома сама не рисует. Пока дочь ударница, боюсь, что в средней школе будут тройки, а кроме того, боюсь, что так и не проснется интерес. Стоит ли летом заниматься с ребенок по русскому языку или прийти в 5 класс с теми знанями, что есть? Как разбудить интерес к учебе? Так она способная девочка, только все ленится, не старается (очень не внимательная). Спасибо большое за ответ.

Ответ эксперта
Алена, в своем письме вы отмечаете, что дочь учится без троек. Причем, учится не в обычной школе, а лицее. Почему же вы тогда считаете, что «у нее не ладится ни с одним из основных предметов»? Разве четверки, т.е. оценки «хорошо», - это неуспех? Не кажется ли вам, что ваши ожидания и требования к дочери несколько завышены? Кстати, это может быть одной из причин отсутствия у девочки интереса к учебе.
Алена, если у ребенка какое-то дело получается, то он им, как правило, и занимается с удовольствием. Поэтому собственный успех – мощный стимул для любого дела, в том числе и учебы. Чтобы чувствовать себя комфортно в школе и с удовольствием учиться, ребенку часто достаточно быть успешным хотя бы по одному предмету. Думаю, что вашей девочке с учетом ее индивидуальных особенностей что-то дается лучше, что-то хуже. Ведь у всех людей разные способности к разным предметам. Поэтому правильней ориентироваться на возможности собственного ребенка, а не ее одноклассников.
В своем письме вы упомянули о трудностях у вашей дочери с изучением русского языка. Поэтому хотелось бы обратить ваше внимание, что нередко «глупые» ошибки, ошибки «по невнимательности» или «от лени» бывают связаны с объективными сложностями. Это могут быть дисграфия или особенности нейропсихологического развития ребенка. Поэтому не лишним было бы проконсультироваться у логопеда и нейропсихолога.
Что касается занятий летом. Конечно, обязательно надо дать возможность отдохнуть девочке. Как минимум, первый месяц желательно не заниматься никакими уроками. А потом, если есть пробелы в знаниях, их надо восполнять. Хорошо, если занятия не будут дублировать школьные. Всем детям интересно играть. Вы можете предложить дочери словесные игры, сочинение рассказов, написание писем друг другу, общение в семье с помощью шифровок (слов с пропущенными буквами) и т.п. Главное, чтобы для девочки такие занятия были увлекательными. Интересные методические приемы можно найти в книге М. Ганькиной «Грамматическая аптечка». Удачи!