Как добиться уважения?
Здравствуйте, Люси!
Я никогда не обращался к психологам и, если честно, не знаю, как правильно и лаконично описать сложную ситуацию, с которой я столкнулся.
Моя проблема связана с любимой девушкой. Она - красавица, пользуется популярностью у друзей и знакомых. Мы знакомы около года, и поначалу у нас складывались романтические отношения. Однако через некоторое время из милой, чуткой, замечательной подруги она превратилась в ярого, бескомпромиссного цензора: стала придираться к каждому слову и действию. Ей казалось, что я чем-то оскорбляю ее, хотя я - человек интеллигентный и никогда не мог бы себе такого позволить. Мы ссорились на каждом шагу, и в результате расстались.
Но с каждым днем я стал все больше понимать, как она дорога для меня. Отношения с ней (в любой, даже очень холодной, форме) - это практически единственное, в чем я вижу смысл. Все остальное кажется мне пустым. Я убедился, что взаимности от нее мне добиться не удастся. Но до сих пор к ней очень привязан. И теперь, уже какое-то время, стремлюсь наладить с ней хотя бы полноценные дружеские отношения. Мне это нужно, чтобы просто быть рядом, иметь возможность заботиться о ней и знать, что у нее все в порядке и она не нуждается в помощи. Она же в ответ на любые попытки завести разговор на самые нейтральные темы отвечает грубостью или обидой. А сама может позволить себе очень резкие и болезненные высказывания. Мне жутко больно и обидно, ведь я не прошу ни чего больше хотя бы элементарного уважения, а ее слова и действия уважительными назвать нельзя никак.
С одной стороны, общение с ней - это стресс. С другой же стороны, не общаться с ней совсем я не могу: я постоянно думаю о ней. Неоднократно пробовал отвлечься, забыться, занять себя чем-то - все это не помогает. Мне бы очень хотелось узнать ваше мнение, точку зрения семейного психолога, на мою болезненную любовную задачку. Спасибо!

Ответ эксперта
Вы пишете о том, что отношения с девушкой очень важны для вас: когда вы с ней, жизнь становится яркой и наполненной, а без нее серой и бессмысленной.
И о том, что элементарное уважение – это та «программа-минимум», которая бы вас сейчас устроила.
Представьте, что вы смотрите кино, где документально запечатлено ваше с ней общение. В какие моменты вам, как зрителю, ясно, что Максим на экране ценит уважение между людьми? Как тогда держится ваш персонаж, что делает? Думаю, человек, когда ведет себя уважительно, выглядит достойно и обычно вызывает ответное уважение у окружающих. Есть ли эпизоды, когда по реакции девушки видно, что и для нее отношения, основанные на уважении, имеют смысл? Хотя бы раз и в мелочах, складывается ли впечатление, что уважение взаимное? Если да, то значит, у вас уже получалось то, что вы хотите. Вот отправная точка, и можно двигаться дальше. Если нет, то началом можно считать те случаи, когда неуважение проявлялось наименее остро.
Уважительное отношение к другому человеку и к самому себе предполагает, что мы активно действуем, если уважение оказывается под угрозой. Мы не миримся с пренебрежительным поведением, своим ли или же партнера по общению. Часто именно в этом и заключается самая большая трудность. Кажется, вот я скажу прямо: «меня не устраивает, когда ты кричишь, ругаешься, дерешься и пр.» и услышу в ответ: «ну и иди отсюда, ты мне не нужен». Так иногда случается, хотя если обозначить границы допустимого уверенно и спокойно, то редко. И еще реже отношения на этом заканчиваются навсегда. Если же не вставать на защиту того, что важно, страдает, в первую очередь, чувство собственного достоинства, и взаимного уважения не прибавляется.