Как быть, если научный руководитель пытается руководить не только научной, но и личной жизнью?
Добрый день.
В настоящее время я учусь в аспирантуре химического института. Когда я познакомилась со своим научным руководителем – Виктором Ивановичем - и он узнал, что у меня нет отца, он сразу же сказал: «Ну вот, у меня появилась еще одна дочь. Теперь я буду твоим отцом». Мне с самого начала это не очень понравилось, но возражать я не стала…Постепенно Виктор Иванович стал все больше и больше вмешиваться в мои дела. Он требовал, чтобы я прекратила общаться с одной лаборанткой из соседней лаборатории, так как она – «слишком легкомысленная». Он диктовал мне, что я должна делать во время выходных и каникул. Когда я получила премию за лучший доклад на конференции молодых ученых, он потребовал отчета – на что я потратила эту сумму. На эти деньги я купила подарки двум моим племянникам. Он очень рассердился, узнав об этом, и сказал: «Это слишком дорогие игрушки, не надо было их покупать. А в следующий раз я тебе не дам деньги в руки, а передам их твоей маме или старшей сестре».
Недавно произошел такой случай. К нам на стажировку приезжала группа аспирантов из Польской Академии Наук. Один молодой человек пригласил меня на свидание в присутствии Виктора Ивановича. Я хотела сказать, что после окончания рабочего дня я готова пойти. Но не успела, так как Виктор Иванович резко сказал: «Нет, Марина с Вами не поедет, ей после работы надо сразу же ехать домой, ее там ждут» На следующий день я спросила его, почему он так поступил. Он сказал: «Этот молодой человек очень неприятный. Его наука не интересует, а интересуют только машины. Тебе не стоит иметь с ним дело». Я вежливо напомнила ему, что он всего лишь мой научный руководитель, а не родственник или опекун, и попросила не вмешиваться в мои отношения с друзьями. Он опять сильно рассердился и сказал: «Я беспокоюсь о тебе не меньше, чем о родных детях, а ты, неблагодарная, не ценишь моей заботы!» Я растерялась и опять не нашлась, что сказать…
В последнее время навязчивая «забота» Виктора Ивановича очень сильно мешает мне жить. Иногда я даже думаю о том, чтобы уйти из аспирантуры. Но тема моих исследований мне очень интересна, нравится работать на приборах, нравится общаться с коллегами. Вряд ли я найду другую работу, где будет также интересно. Подскажите, как сделать так, чтобы Виктор Иванович поменьше лез в мои дела?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Марина!
Уйти Вы всегда успеете; стоит попробовать научиться охранять границы своей личной жизни, раз уж Вам достался такой руководитель, который все время их нарушает. Вполне возможно, что его собственные дети давно научились с этим справляться и не пускают его дальше, чем им это комфортно.
Начните с того, что говорите с ним только о работе, не обсуждайте с ним вообще ничего из вашей личной жизни. Не делайте его свидетелем ваших разговоров по телефону. На прямые вопросы, на которые не хотите отвечать, говорите, что это слишком личное (как провела выходные, куда ходила, на что потратила деньги и так далее).
Не вступайте с ним в дискуссии о том, кто он Вам — в его представлении миссия научного руководителя как раз и означает отсутствие границ; просто говорите «нет». На настойчивые вопросы о вашей жизни не напоминайте «Вы мой руководитель», а отвечайте что-то вроде «не могу ответить на такой вопрос». Не бойтесь, просто последовательно не пускайте его в свое пространство. От чтения Вашего письма идут мурашки по коже — настолько его сильно он вторгается на совершенно интимные территории. Он привыкнет не сразу, а возможно, будет атаковать Вас все время вашей совместной работы; таким людям легче с самого начала показывать границу, за которую им нельзя, чем отвоевывать уже оккупированное ими. Но все равно, надо начать прямо сегодня. Не бойтесь его обидеть, Вы не делаете ничего обидного. Он будет и сердиться, и атаковать, и манипулировать, но все это должно встречать только вашу последовательную, без чувства вины и ответа на манипуляции, позицию.
Желаю Вам удачи!