что делать, если общение с родителями становится невозможным?
Здравствуйте! мы с мужем 6 лет вместе, из которых второй год в браке. У нас счастливая семья, отношения основаны на взаимопонимании и любви, оба имеем высшее образование, давно работаем и сами себя обеспечиваем, занимаемся бально-спортивными танцами, преодолели вместе достаточно много серьезных проблем и потерь. Казалось бы, все идеально, но в наши отношения постоянно пытаются влезть родители. Мой отец (42 года) во втором браке (мамы у меня нет) уже больше 10 лет, отношения не ладятся, постоянно скандалят. Хотя папа занимает высокую должность в крупной организации, не дорожит этим, также как и мной, и дочкой от второго брака. Относится к нам наплевательски, никогда не помогает ни морально, ни материально, более того, постоянно критикует моего мужа, хотя сам в его возрасте не имел и маленькой части его достижений. Общение складывается напряженно, не хотим даже просто пить с родителями чай, или говорить по телефону, не говоря уже о совместных праздниках и встречах, как у нормальных людей. Со стороны мужа ситуация тоже непростая - его мама постоянно нас критикует и сравнивает со старшей сестрой, которая считает себя каким-то божеством. Это с учетом того, что она не имеет вообще каких-либо моральных качеств, не уважает людей вообще (и родителей тоже),что она не работала, пока училась, до 26 лет жила с родителями на их обеспечении и вообще ничего не делала по дому. Равно, как и сейчас, выйдя замуж, носит маме стирать вещи и зачастую питается у нее. Что бы мы не делали, мы все делаем "неправильно", "не так, как она" - у мамы свое мнение отсутствует, она очень ведомая и категоричное мнение о том, что сегодня это "не так", завтра может оказаться обратным. Папа мужа держит нейтралитет, не разбрасывается сильными фразами или сравнениями, но все равно он в большей мере на стороне старшей сестры. Естественно, в такой ситуации тоже не очень приятно общаться. Сейчас планируем переезд в другой город, решение сложное и хотелось бы получить поддержку со стороны родных, но слышим только упреки, и что этого делать не надо и т. д. Моим родителям без разницы, что и как мы делаем и планируем. Главный аргумент родителей мужа - сестра же не переезжает...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Маргарита!
Вы с мужем оба взрослые люди и вправе сами решать, какую дистанцию устанавливать с вашими родственниками. Если вы не хотите общаться с кем-то из них, если это общение превращается для вас в пытку и, тем более, как-либо негативно влияет на вашу собственную семью - помните, что вы действительно не обязаны быть близки с ними. Есть вещи, к которым вас обязывает близкое родство: в болезни или нужде, в горе, в тяжелую минуту вы все же остаетесь родственниками и помогаете друг другу, однако все, что выходит за рамки такого "базового" общения, - вовсе не является вашим долгом.
Вы пишете, что ваша ситуация отличается от ситуации у "нормальных людей", где вся родня с удовольствием проводит время вместе. Однако как раз чаще встречается ситуация, когда общение с родственниками воспринимается людьми, как тяжкое бремя или некая повинность. Если вы не хотите участвовать в этой повинности - не участвуйте. Вы и ваш муж имеете полное право заботиться о своих чувствах и своем благополучии и ограждать свою семью от вторжения родственников.
Желаю вам сил и гармонии в вашей семье