Он не говорит, что любит
Здравствуйте, Люси!
Обращаюсь к вам с проблемой, которая мучает меня в последнее время. Недавно у нас с моим молодым человеком был маленький праздник - год наших отношений. За все это время мы ни разу не сказали другу другу фразу "я люблю тебя". Поэтому именно в этот день я решила сказать ему эти слова. Это произошло следующим образом: он начал говорить, что ему хорошо со мной и задал вопрос: "Почему я с ним?". Я ответила: «потому что я люблю тебя». В этот момент, я ждала ответной фразы, но он ничего не сказал. А для меня это не просто обмен условностями, или ритуал, это подтверждение чувств. Поэтому я сама решила спросить его, любит ли он меня. Он сказал, что я задаю резкие вопросы. На что я ответила: «Неужели за все это время ты не смог понять любишь меня или нет?». На что получила ответ: «Сказать это, значит взять на себя ответственность. Такими словами не разбрасываются. Если я скажу, что люблю тебя, то совру, если я скажу, что не люблю тебя, то тоже совру. А ты не думала, что может быть что-то большее, чем любовь?». Я спросила «И что же?», но он сказал, что сам не знает. Больше мы не говорили на эту тему.
Сейчас я не уверена в наших отношениях, у них словно нет почвы, и самое страшное для меня, что я не знаю, какое продолжение будет, потому что теперь мучаюсь сомнениями насколько я дорога этому человеку. Говоря о продолжении отношений с этим человеком, я имею в виду то, что вижу его своим мужем.
Посоветуйте, пожалуйста, как избавиться от чувства неуверенности в отношениях. Может быть, я должна понять, что его чувства ко мне, не зависят от «условных фраз»?
Заранее спасибо за ответ.

Ответ эксперта
Мне показалось, что для вас обоих признаться в любви – это как поставить штамп на отношениях: «у нас все серьезно». Речь идет не столько о чувствах – изменчивой материи, сколько об дальнейших обязательствах. «Сказать, что люблю, значит, взять на себя ответственность». Интересно, в чем для него эта ответственность заключается?
Вас пугает неопределенность, а его определенность. Вы прямо спрашиваете: «ты меня любишь?». Вам нужно больше ясности. А он ощущает давление: «ты задаешь слишком резкий вопрос». Он говорит о настоящем: «мне хорошо с тобой», пытается выразить словами многогранное и сложное чувство, которое к вам испытывает; вы думаете о будущем и чувствуете неуверенность. Сейчас вы как два испуганных человека: каждый ждет уменьшения собственных тревог за счет другого. Это ситуация чревата разворачиванием бесперспективной борьбы между вами.
Неуверенность, которую вы сейчас ощущаете, неизбежна и неустранима. Она присуща любовным отношениям, и никакие, даже самые искренние и взаимные обещания, от нее не избавляют. Представьте, что вы поженились. Но брак не дает гарантий безопасности: вам может стать скучно друг с другом, каждый из вас может увлечься кем-то третьим. Отношения, построенные на влюбленности и влечении друг к другу по определению уязвимы. Ведь живые чувства не всегда послушны голосу разума. Поэтому стоит думать не о том, как устранить беспокойство, а о том, как это беспокойство переносить и продолжать получать удовольствие от вашего союза.