Как принять одиночество?
Добрый день. Сколько себя помню, всегда были какие-то проблемы с общением... один раз даже пришлось сменить школу из-за того, что одноклассники насмехались. Лет до 14-ти не было даже намека на дружбу с кем-то (воспитывали довольно жестко, гулять не пускали, а в школе были проблемы). В новой школе появилась подруга, дружили с ней довольно близко до того момента, пока она не вышла замуж три года назад. С тех пор у человека появились свои заботы, новые друзья (тоже семейные), но мы старались общаться. Сейчас же все фактически сошло на нет. В университете появились замечательные подруги фактически с первого курса (а сейчас я уже заканчиваю ВУЗ) - и в общежитии, и в числе тех, кто сам из этого города или снимает квартиру. Появилась, если так можно сказать, и лучшая подруга. Сейчас у нее серьезные отношения (чему я, правда, рада, потому что этот человек создан для семьи) и наше общение, конечно, не столь частое. Но последнюю неделю она не реагирует ни на звонки, ни на сообщения (это может быть из-за проблем с учебой - я точно не знаю), ни на предложения помочь. Я очень нервничаю по этому поводу: во-первых, потому что никак не могу помочь близкому человеку, которому, возможно, нужна помощь, во-вторых, потому что опять из жизни уходит близкий человек и я ничего не могу с этим поделать. Конечно, у меня большой круг общения: учеба, работа, общежитие, но ведь это все чужие люди. Я экстраверт, мне очень легко начать беседу или поддержать ее, но ведь хочется серьезной дружбы, которая бы длилась всю жизнь, понимания, что есть близкий человек. У меня есть еще две хорошие подруги, но одна тоже занята проблемами своей личной жизни (тоже любит пропадать, но хоть на связи остается и я не переживаю), а по поводу второй я сама начинаю нервничать: мол, появится у нее парень, и все - конец дружбе. А отношения у меня с ними, на самом деле, очень доверительные - всегда были в курсе проблем и удач друг друга, поддерживали, или, наоборот, утешали. А сейчас опять наступает этот этап, когда люди уходят, и ты остаешься один. В данный момент у меня нет молодого человека, год назад расстались. Но, как мне кажется, я всегда старалась держаться на связи с подругами, потому что друзья - очень большая ценность и я не понимаю, почему у девушек случается так, что с появлением отношений подруги задвигаются на второй план. Спасибо большое за возможность высказаться, мне просто хотелось бы совета - как принять эту ситуацию и следующие, потому что, как я понимаю, в этой жизни люди всегда уходят. Ближе общаться с семьей - не вариант, у нас нет доверительных отношений, я не вижу понимания. Отвлечься - у меня достаточно интересов - иностранный язык, работа с детьми, спорт, разнообразные образовательные проекты, театр... но что делать с чувством пустоты от того, что ты уже не нужен когда-то близким людям? Еще раз спасибо.

Ответ эксперта
Я согласен с вами, в этой жизни люди всегда уходят. Но, согласитесь, уйти может только тот, кто когда-то пришел. Иначе говоря, не менее верно и то, что в этой жизни люди всегда приходят. Между этими «приходом» и «уходом» люди остаются в нашей жизни. Если я правильно понял ваш основной вопрос, то он формулируется примерно так: могу ли я как-то задержать человека в моей жизни? Я думаю, что такое вполне возможно, но только в том случае, если я последую вместе с этим человеком в том направлении, в котором он идет в своей жизни. В тех примерах, о которых вы упоминаете в своем письме, такое «следование вместе» выглядело бы как ваше замужество. Иначе говоря, дружба незамужних подруг имеет больше шансов на продолжение не тогда, когда одна из них выходит замуж, а другая нет, а тогда, когда они обе выходят замуж. Согласитесь, дружба во многом основана на общности интересов, ситуаций, жизненного опыта в целом. Трудно сохранить дружбу с человеком, который «уходит» из той жизни, которую вы разделали с ним какое-то время. Гораздо проще сохранить такую дружбу, если вы продолжаете идти по жизни вместе. Конечно, друзья - очень большая ценность. Но, согласитесь, в жизни человека есть и другие большие ценности: любовь, семья, дети. И дружба-ценность может приходить как в несоответствие, даже противоречие с этими ценностями (когда у вас есть только дружба, а у вашей подруги есть уже не только дружба), так и в соответствие с ними (когда и у вас, и у вашей подруги есть не только дружба, но и любовь, и семья, и дети). Вот почему я считаю: дружба-состояние – это еще не вполне дружба, дружба-процесс – вот настоящая дружба. И если вам действительно хочется серьезной дружбы, которая бы длилась всю жизнь, постарайтесь стать спутником по жизни тому человеку, с которым вы хотите дружить.