Отношения с мужем (+свекровь)
Женаты 10 лет, есть сын. Живем отдельно от родителей (далеко в другом городе, видимся редко). Есть клубок тяжелых взаимоотношений муж-свекровь. Он любит мать по-своему, благодарен ей, но она женщина жестокая, властная, манипуляторша, вместе с тем сверхзаботливая. Свекровь постоянно доводит мужа до состоянии упадка сил, раздражения даже по телефону -постоянно навешивает на него чувство вины. То она его рожала в тяжких муках и вынашивала, то он ее санками сбил и повредил позвоночник, то отец из-за него умер (сама пилила, грызла даже). А потом одно и то же "Осталась я одна, никому не нужная". То говорит, что болеет и не может до магазина дойти, а то вдруг едет на день рождение в другой город....Постоянно упрекает мужа, обзывает его неудачником, уродом и тд..."пророчит" ему болезни, неудачи, таким образом хочет, чтобы домой вернулся, к ней...Муж болеет, мы ругаемся...Не знаю, как ему помочь, делаю что могу -забочусь, не достаю, не требую лишнего...Но и я человек, не хочу с ней общаться, хотя и жалко...Муж категорически отказывается ездить к ней, уходит в трудоголизм, говорит ей - дел много, начальник не пускает...Как помочь им найти общий язык? Он так и не будет заботиться о ней (не хочет возвращаться на родину или в область, это наш общий родной город), а я буду выслушивать жалобы и "проклятия"?! Устала морально...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Симона!
Вы спрашиваете: как помочь найти общий язык вашему мужу и его матери? На мой взгляд, вопрос в другом — как помочь вашему мужу отделиться от матери и научиться стойко переносить ее манипуляции. Несмотря на устоявшиеся в нашем обществе представления, между матерью и взрослым ребенком далеко не всегда складываются хорошие отношения. Да, конечно, мать его вырастила. Но не стоит преувеличивать долг детей перед родителями — если мать настолько угнетает вашего мужа, он вполне может ограничиться финансовой поддержкой и редким проявлением формального внимания. То, что вы рассказываете о вашей свекрови, действительно ужасно, и вашему мужу можно только от всей души посочувствовать. Я думаю, что изменить характер вашей свекрови ни ему, ни вам не под силу. Как не под силу вам наладить их отношения; это их личное дело, и только они могут что-то изменить.
Вы пишете, что ваш муж страдает от слов матери, даже болеет из-за переживаний, что вы с ним ссоритесь из-за этой ситуации; я думаю, что поможет здесь не налаживание отношений с матерью, а, напротив, создание барьера от ее нападок. Если есть возможность, вашему мужу стоит поработать с психологом и проговорить все аспекты этой темы — на его долю явно пришлось немало страданий и жестокости, пусть и вербальной. Ваш муж должен понять, что он взрослый человек, что его мать уже никак не может повлиять на то, успешен он или неудачник, и что не стоит принимать все ее обвинения за чистую монету. Он сам принимает решения, сам отвечает за свою жизнь. Его мать выбрала для себя путь упреков, обвинений и манипуляций — он вовсе не обязан принимать такие правила игры. Он должен четко обозначить свою независимость от матери и от ее нападок, не бояться жестко отстоять свою территорию — в конце концов, манипуляторы обычно вовсе не так хрупки, какими пытаются казаться. В целом, решение не общаться с матерью — это личное решение вашего мужа, и если он его примет, вы можете только принять его с пониманием. Вы также ничем не обязаны его матери — вы можете помогать ей материально, но вовсе не должны выслушивать ее жалобы и проклятия.