Как научиться любить сына?
Прочитала ваши ответы на многочисленные вопросы, в некоторых письмах нашла схожие проблемы, но кое-что так и осталось неясным. Где найти этот бездонный колодец любви к сыну, мужу, маме, папе, брату, свекрови? В прошлом – не получается, я вычеркнула из памяти практически все, иногда даже шучу, что у меня каждый день, как с чистого листа.
А между тем, проблему нужно решать. Моему сыну пошел одиннадцатый год, а я так и не переделала себя. Знаю, что слишком сильно критикую ребенка, цепляюсь к любой фразе, жесту, поступку, постоянно обвиняю во вранье и лицемерии. При этом банальная жестокость по отношению к десятилетнему мальчику подается мной, как «демократизм», «прямолинейность», «честность в отношениях». Когда мне приходится описывать своего сына, я сначала говорю, что он умный, эгоистичный, ленивый, талантливый, умеет манипулировать людьми. Потом вспоминаю, что говорю все это о своем сыне, что проблема не в мальчике, а во мне, и пытаюсь исправить ситуацию, говоря, что он внимательный, способный, интересующийся многим…
Где эти очки, надев которые, я не буду видеть в своем мальчике собственное отражение, отражение своего брата, матери, свекрови? У меня никак не получается перестать цепляться к ребенку: сдерживаю себя изо всех сил день – два, и опять устраиваю разбор полетов. Понимаю, что еще полгода – год, и подобным поведением я сильно оскорблю его, и это оскорбление он уже не только почувствует (состояние унижения мы чувствуем чуть не с пеленок), но и попытается на него как-то ответить.
Я поражаюсь крепости духа своего сына, мне кажется, что любой нормальный человек уже давно сбежал бы, куда глаза глядят. Мы много времени проводим вместе: поездки на природу, походы в кино, совместные игры, рисование, далеко за полночь можем сидеть вместе, обнявшись, и смотреть какой-нибудь фильм. Но я не думаю, что мои систематические нападки на сына могут компенсироваться тем хорошим, что есть в нашей семье. К большому сожалению, в нашем маленьком городе нет возможности получить консультацию у психолога или семейного психотерапевта. Простите, что так много, и заранее спасибо за ответ.

Ответ эксперта
Мне кажется, Лена, вы хорошая мама и жена, но вам мало быть просто хорошей. Завышенные требования к своей материнской роли заставляют вас быть очень внимательной к недостаткам сына. Особенно если вы считаете воспитание ребенка "делом всей жизни", по результатам которого можно судить о степени вашего личного успеха и компетентности. Вот он ленится или подвирает – значит ли это, что вы недоработали, недодали, не справились? Жесткое отношение к себе и чрезмерная критика в адрес сына взаимосвязаны.
Вы задали себе высокую планку и совсем не хвалите себя за промежуточные достижения. Так можно переутомиться, начать раздражаться по пустякам, потом корить себя, думать о себе плохо… Похоже, вы уже верите, что все сложности в семье происходят исключительно по вашей вине. И только крепость духа, терпение и доброта близких помогают предотвратить катастрофу.
Представьте, что у вас есть волшебные очки. Они помогут ясно увидеть ваш вклад в позитивные события в семье. Эти очки перефокусируют зрение, позволяют взять ответственность не только за плохое, но и за хорошее. Вот вы сидите, обнявшись с сыном, с мужем или вместе гуляете. Как в этот момент все себя чувствуют? Что можно прочесть в их взгляде, обращенном к вам? Как они к вам сейчас относятся? Что их отношение говорит о вас, как о маме, жене, человеке? Благодаря каким вашим душевным качествам и намеренным усилиям этот эпизод семейного счастья стал возможен?
Представьте, что вы, надев волшебные очки, решили написать еще раз в Psychologies. Интересно, что будет по-другому в новой версии вашей истории?