У меня депрессия?
Здравствуйте. С ноября прошлого года каждое утро я просыпаюсь с трудом, преодолевая себя, встаю с постели. Весь день ощущаю себя выжатым лимоном: ничем не могу заниматься, хочется просто лечь и уснуть. Меня мучает бессонница: во сколько бы я не легла, не могу уснуть часов до 3-4 утра, а просыпаюсь снова и снова в 9:00. Меня раздражают люди, и даже незначительные действия, то, что не могу к примеру дверь с одного раза открыть ключом – злюсь, и готова испинать ее от злости! А когда пытаюсь сесть и подумать, от чего у меня такое состояние...никаких ответов не могу найти. Чувствую, словно голова разорвется сейчас от перенапряжения, хочется кричать и плакать! Думаю, близкие мне люди тоже страдают от такого поведения и состояния, они думают, что из-за них я такая становлюсь, но я не совсем в этом уверена. Не могу им объяснить, что со мной творится. Да и как объяснять-то, когда сама себя не понимаю! Может и вы подумаете, что это просто ерунда, но если бы для меня это не было ТАК ТЯЖЕЛО, поверьте, я бы не написала... Помогите, пожалуйста. Дайте совет, как выйти из такого состояния, как понять причину такого ухудшения настроения?
С уважением, Светлана

Ответ эксперта
Такое ощущение, Светлана, что вы словно застряли в каком-то замкнутом круге и никак не можете из него выбраться. К сожалению, вы не пишете о событии, которое произошло в ноябре прошлого года, о том, с чем Вы связываете появление этого состояния. Мне представляется важным вернуться в атмосферу и контекст ситуации ноября 2006 года – это поможет вам понять, что вызвало столь сложные и тяжелые чувства. И это путешествие может стать очень непростым. Возможно, вам понадобится поддержка психолога или аналитика. Вместе с ним вы сможете точнее понять, что же с произошло и происходит с вами и найти свой путь преодоления этого кризиса.
Нередко такое состояние может быть либо реакцией на какое-то жизненное событие: длительный стресс, потерю кого-то или чего-то значимого, либо признаком потребности во внутреннем изменении. Чувства, которые вы описываете, мы, как правило, воспринимаем как лишние и препятствующие полноценной счастливой жизни (иногда, так оно и есть). Но на самом деле эти чувства, как бы тяжелы они ни были, помогают нам приостановиться и задуматься о себе, начать диалог с собой.
Почему мне так тяжело начинать каждый новый день? На какие поступки или решения у меня не хватает сил из-за того, что я не высыпаюсь? Для чего мне это состояние, и что оно хочет мне сообщить? Размышляя об этом, пробуйте рисовать свои чувства. Положите рядом цветные карандаши (пастель или или краски) и рисуйте то, что чувствуете. Для того, что помочь себе, важно постепенно знакомиться со своим состоянием, видеть и осязать его, например, на листе бумаги.
Другим выходом может стать погоня за эндорфином (гормоном удовольствий). Примите с утра холодный душ, выпейте крепкий кофе, наденьте то, что любите, в течение дня ешьте шоколад, слушайте любимую музыку – одним словом делайте то, от чего раньше получали удовольствие.
Всего Вам доброго, Константин Слепак.