Как стать гармоничной личностью?
Уже на протяжении лет 7 я постоянно себя анализирую. Просто невероятная зацикленность на собственной нервозности. Еще в детстве я была эмоциональным и неуравновешенным ребенком, который ото всех ждал упреков, боялся ошибок и не верил, что у него может что-то получиться. Я сравнивала себя с другими, видела свои недостатки (неумение заявить о своих желаниях и постоять за себя, рассеянность, мечтательность, неуверенность в себе, неумение довести дело до конца..). + были подростковые проблемы с внешностью. Все эти страхи я пыталась изжить, анализируя себя, свои поступки, чтобы перебороть свою слабость и начать жить нормально. Но эффект получился обратный: я перестала развиваться и, к тому же, найдя ответы на свои вопросы, не могла претворить их в жизнь. Я постоянно подвергала анализу каждый свой шаг и замыкалась в своем мире. Меня раздирали противоречия: с одной стороны я такая вся хорошая и не заслуживаю подобной жизни, с другой - я ничтожество и как я могу вообще на что-то надеяться. И я застряла на этом этапе. У меня почти не было друзей, я цеплялась за новых знакомых, пыталась ходить на разные курсы. Но везде, мне казалось, меня ждет неудача. И так и происходило. К тому же первое время не складывались отношения с наставниками, потом внезапно появились "проводники" по жизни, но, боясь их разочаровать, я начала еще больше сомневаться в себе, бросала проекты на полпути (хотя сначала была полна энтузиазма), потому что иногда все давалось легко или всплывали старые комплексы: не смогу, не сделают, что подумают и т.д. Началась прокрастинация. Крах крупных планов случился в вузе в прошлом году. Плюс я потеряла часть своего здоровья на нервной почве и рассталась с парнем, которого очень любила, но опять же, стыдилась перед ним своей нервозности, закомплексованности по поводу несбывшихся надежд, разрушенных мостов и накопившейся из-за самокопания пустоты (как можно учиться и переживать одновременно). Я попыталась прийти в себя, начала бурную деятельность, но сорвалась. Нервные срывы, рецидив болезни двухлетней давности, потеря веса и интереса к жизни ... появление безответственности. Добавился груз неприятных моментов прошлого. И вот уже год, как я не могу выпутаться из этого состояния, хотя когда пребываю в хорошем настроении (все реже и реже), я вижу, как все глупо и что надо предпринять. Единственное, я приняла тот факт, что все зависит от меня и никто, кроме меня, не сможет мне помочь (до этого казалось, что спасение придет от молодого человека) и никто, кроме меня, не формирует мою жизнь. Но я не верю, что у меня получится. Я чувствую себя лицемеркой, когда внушаю себе, что все получится, а потом начинаю все оттягивать, откладывать, боясь неудач и того, что вряд ли все это кому-нибудь нужно. К тому же, я на распутье, не знаю, какое из двух интересных мне занятий выбрать (а уже 4 курс), потому что и то и то кажется недосягаемым. И я мечусь. Смотрю на окружающих и вижу, что у меня все не по-человечески. Но если так будет продолжаться и дальше, все эти депрессии, самообвинения и разрушения, комплексы маленькой девочки, то никакой нормальной жизни с радостями и трудностями я просто не смогу создать...Но очень хочется доказать себе, что я преодолею это затянувшееся состояние...только с чего начать...как организовать все в себе...

Ответ эксперта
Леда, вы честно и откровенно перечислили ваши проблемы. Их немало и нельзя сказать, что они имеют простые решения. Поэтому я думаю, что вам нужен курс психотерапии. Способность к самоанализу – хорошее подспорье психотерапии, но психотерапевтический ресурс такого анализа самого по себе крайне ограничен. Важная задача общения с психотерапевтом – понять вашу ключевую, центральную проблему, которая является фундаментом всех прочих трудностей, с которыми вам приходится иметь дело. Пока ваши проблемы выглядят как набор, перечень трудностей, начиная с нервозности и заканчивая прокрастинацией и «комплексами маленькой девочки». В действительности (и вы сами это интуитивно чувствуете) это множество определенным образом организовано. Метафорически говоря, это множество подобно кроне, но у дерева есть не только крона, но также у него есть крупные ветви, ствол и корень. Только психотерапия может помочь понять организацию ваших трудностей и, следовательно, подсказать вам с чего именно имеет смысл начать. Конечно, важно найти психотерапевта, которому вы смогли бы доверять. Психотерапевт – не знакомый, не друг, не наставник, не «проводник по жизни». Психотерапевт – это человек, который всячески будет помогать вам в том, чтобы как можно серьезнее принимать тот мучительно найденный вами факт, что все зависит от вас и никто, кроме вас, не сможет вам помочь и никто, кроме вас, не формирует вашу жизнь. Психотерапевт – это человек, который будет вместе с вами в любых обстоятельствах вашей внутренней жизни и который будет верить в то, что у вас в итоге все получится. Я искренне желаю вам найти такого человека и верю в то, что у вас в итоге все получится.