Стеснительность мешает мне общаться.
Здравствуйте! Моя стеснительность иногда доходит до совершенно неприличных пределов. При этом я не могу сказать, что совсем не нравлюсь себе или считаю себя хуже всех – вовсе нет. Конечно, у меня есть комплексы и недостатки, но я осознаю их, а некоторых своих черт просто стыжусь, стараюсь с ними бороться (правда с переменным успехом). Но в целом я себе вполне нравлюсь, вижу и хорошие свои стороны тоже. Окружающих я не идеализирую, знаю, что и они нередко также стесняются и оглядываются на чужое мнение. И все же я очень (болезненно) стесняюсь самой себя.
Сколько себя помню, я всегда была ребенком шумным, своевольным, с элементами демонстративности в поведении, любила дома всегда была в центре внимания и мне это нравилось, а при незнакомых (или малознакомых) людях терялась, робела, смущалась и молчала. Никто меня не обижал, никаких ярких травмирующих событий из детства я не помню. С возрастом я отчасти преодолела свою стеснительность, стала намного коммуникабельнее, но все равно моя зажатость мешает мне общаться, работать в коллективе. Мне трудно высказывать свое мнение, участвовать в общем разговоре, вообще хоть как-то проявлять себя. Я не решаюсь близко сходиться с людьми, мне кажется – вот сейчас они узнают меня получше и, наконец, поймут, что я совсем неинтересная, с тяжелым характером и т.п. И я перестану им нравится. Но ведь отказываясь от отношений и от риска разочарований, я обделяю сама себя! И понимаю это, и поделать ничего не могу.
Долгое время я даже разговаривала очень тихо (как будто подсознательно не хотела быть услышанной), меня постоянно переспрашивали, правда сейчас я хоть с этим справилась! И при этом по характеру я (хотя часто произвожу впечатление этакой забитой, тихой, безответной и инфантильной девочки) довольно-таки жесткая, упрямая. Может быть, я этого и стесняюсь больше всего? Самое неприятное, что я не могу самостоятельно найти причину свое стеснительности. Мне кажется, если бы я поняла, в чем дело, то все стало бы просто. Я буду очень благодарно, если вы поможете мне разобраться в себе. Спасибо!

Ответ эксперта
Сложно однозначно назвать причины стеснительности: дело, может быть, в каких-то давних, забытых событиях или детских фантазиях. Кто-то (не из семейного круга) мог неловко одернуть вас или как-то иначе повлиять на ваше поведение, и это слово (интонация или запрет) могли оказаться травматичными для детской души. Также могу предположить, что вы, заигравшись, могли сделать что-то сами, и теперь это событие (а о нем не хочется вспоминать) проявляется не как осознанный след в памяти, а как избегание открытого взаимодействия с другими людьми. Когда ребенок чувствует себя в безопасности рядом с родителями, обычно он активен и жизнерадостен, а в присутствии посторонних людей осмотрителен. Это естественное поведение для любого ребенка. Но, похоже на вас появление незнакомых людей оказывало более сильное эмоциональное воздействие.
Стеснительность, как правило, проявляется в двух аспектах. В первом случае человек чувствует свою незащищенность перед внешним миром, и стеснительность. словно, оберегает его, позволяет «зарыться в норку». Бывает же и по-другому: ощущая хрупкость и слабость окружающих, человек боится своей активностью повредить им - стесняется говорить и действовать. Может быть, с Вами происходит нечто подобное?
Мне кажется, что ваш тихий голос, от которого вы избавились можно понимать не только как нежелание быть услышанной, но и как бессознательный призыв собеседнику: «Переспроси меня, прояви ко мне интерес». То есть инициативу в общении вы, словно, хотите отдать собеседнику. Вы пишите и о том, что, может быть, больше всего стесняетесь упрямства и жесткости своего характера, несоответствия ваших личностных черт со своим инфантильным образом. По какой-то причине вы воспринимаете эти качества, как нежелательные. На самом деле, именно они нередко помогают добиваться успеха в социальной жизни, конкурировать и выражать себя. Но, кроме того, жесткость и упрямство лишь некоторые из многих – самых разных – сторон вашей личности, причем (надеюсь) удачно компенсирующие пассивность во взаимодействии.
Чтобы точнее понять себя, попробуйте ответить на несколько вопросов. Что изменится в вашей жизни, если вы станете активнее в отношениях с другими людьми? Что случится, если они узнают, что у вас тяжелый характер? (Вы же признаете, что нет людей без недостатков). Произойдет ли что-то действительно важное, если Вы перестанете кому-либо нравиться?
Во многих странах говорят гостям: «Чувствуйте себя как дома». Эти слова снижают напряжение и тревожность в новой обстановке и в частности помогают меньше стесняться. И дело не только в том, чтобы вообразить новый дом – своим. Важно ощутить безопасность внутри себя, почувствовать себя защищенным в крепости, которая и есть мы сами. Каждый из нас строит свой особый дом. Попробуйте и вы найти свой фундамент и ощутить дом своим.
Всего Вам доброго, Константин Слепак.