Как найти себя?
Здравствуйте!
Я постоянно оцениваю себя со стороны и не могу разобраться - какая я? У меня есть муж, маленький сын, хорошая работа, друзья, но я ничего не чувствую по-настоящему. Я даже не могу сказать, симпатичная ли я.
Я очень устала думать нравлюсь ли я друзьям, коллегам, или просто прохожим. Если мне кажется, что нет, то я сильно переживаю, у меня портится настроение и я не могу не думать об этом. Я не бездельничаю, занимаюсь семьей, много работаю, стараюсь не зацикливаться на мыслях о себе, но ничего не помогает. Более того, я не могу заинтересоваться чем-нибудь так, чтобы это поглотило все мое внимание. Ко всему, что я делаю, я отношусь немного отстраненно. Посоветуйте, как найти себя и свой интерес в жизни?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наташа!
В письме звучат 2 проблемные темы: первая – это сложности с восприятием себя и позитивной самооценкой, а вторая – эмоциональная отстраненность, невключенность в поток жизни.
Как давно вы находитесь в таком состоянии? Если это продолжается много лет, то следует подумать об источниках.
Иногда это случается потому, что ребенок слишком долго (до подросткового или даже юношеского возраста) находится в излишне близких, зависимых отношениях с кем-либо из родителей, как правило, с матерью. В таких случаях мать решает за ребенка, как он выглядит, как ему одеваться, как себя вести, о чем думать, что любить и что презирать в себе и окружающих. Вырастая в такой обстановке, ребенок не умеет узнавать себя, он не может найти свои собственные ценности, чувства и желания. Он постоянно ищет себя в отражении других, так как не может обнаружить внутренне зеркало, которое позволит самостоятельно почувствовать, понять и оценить себя. При таком положении дел, человеку очень сложно почувствовать интерес к внешней жизни, так как недостаточно развита связь с внутренним миром души, где рождаются истинные желания и чувства. Возникают потребности, чтобы кто-то (как раньше мать) решил, что интересно, а что – нет, чтобы кто-то позитивно оценил нас со стороны, сообщив нам, что полностью соответствуем чьим-то установкам и ожиданиям.
Единственный выход в данной ситуации – это дорога вглубь, внутрь себя. Если вы не знаете ответ на вопрос, что вам интересно, попробуйте ответить на обратный: что вам не интересно? Попробуйте описать свою жизнь в виде рассказов или подробного дневника с иллюстрациями. Периодически перечитывайте то, что получается, и задавайте вопросы, как вы относитесь к тому, что делали раньше или к тем решениям, которые принимали раньше? Насколько они соответствуют тому, что вы можете назвать «Я»? Попробуйте ответить на вопрос, чьей поддержки и чьего одобрения вы ищете? Кто должен вам сказать, что Вы хорошая?
Параллельно почитайте книги о развитии женственности, например, «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес. Ее легко можно найти в книжных магазинах.
С уважением,
Слепак Константин