Как обрести самостоятельность?
Здравствуйте!
Мне тяжело определить делаю я в жизни, то, что следовало бы делать или постоянно слушаюсь советов "мудрых" взрослых.
Я нахожусь в сложной ситуации: готовлюсь к защите кандидатской диссертации, в связи с этим пришлось уйти с работы. Сейчас я финансово завишу от родителей. Мне это не нравится. Но вместе с тем мне и страшновато, поскольку возвращение на прежнее место невозможно, то предстоит поиск работы. Да в довесок я одинока, у меня нет поддержки со стороны друзей и подруг. Все отвернулись и исчезли из поля зрения.
Я не знаю что делать, как построить личную жизнь, как стать самостоятельной. Я, кажется, подошла к черте, мне уже ничего не надо, и это пугает. Помогите найти выход из сложившейся ситуации.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Юлия.
Исходя из вашего письма, я думаю, что вы хотите делать, то, что следовало бы, однако, во многом ощущаете свою зависимость от мнения окружающих вас «мудрых» взрослых. Попробую пояснить.
Одна из ключевых психологических задач вашего возраста – это эмоциональное отделение от родительской семьи. Вы, похоже, сознательно стремитесь к этому. Однако ваша ситуация в настоящий момент такова, что вместо отделения и обретения независимости, вам, наоборот, пришлось вернуться в зависимые отношения, которые противоречат сознательному выбору и задачам роста. Именно поэтому возникает тревога, связанная с тем, сможете ли вы каким-либо образом: через поиск работы, или с помощью друзей, подруг, или выстраивание личной жизни добиться самостоятельности и вырваться из уже тягостных детско-родительских отношений.
Иногда, как, вероятно, в вашем случае, это воспринимается пугающе, поскольку заставляет чувствовать себя слабой, зависимой, одним словом «не самой собой» и препятствует достижению взрослости. Вам словно пришлось разделиться на две части, одна их которых вязнет в бесконечных проблемах и не видит выхода, а другая видит, как первая часть увязает, но не знает, чем и как помочь. Мне кажется, что важно осознать это расщепление, а также увидеть, что то, с чем вы имеете дело – это не набор трудностей, а перечень целей, которые следует достичь. Если представить ваши проблемы в виде целей, то они будут звучать вполне зрело: обрести финансовую независимость, найти достойную работу, обрести друзей, построить личную жизнь, стать самостоятельной. Вероятно, не стоит сваливать все эти задачи в одну кучу, потому что в таком случае покажется, что выхода нет и «все плохо». Попробуйте решать их последовательно; например, сосредоточьтесь на диссертационной работе, подумайте, чем кандидатская степень может вам помочь в дальнейшем, например, в трудоустройстве. Возможно, что, устроившись на работу, вы сможете полностью финансово себя содержать. Позволите себе посещать разные развлекательные мероприятия и заведения, соответственно сформируется новый круг знакомств и т.д.
Вы действительно стоите сейчас у черты взрослости и должны сделать выбор: остаться в положении зависимого ребенка или набраться смелости и направить свои силы на достижение поставленных целей.
Конечно, на наше отношение к себе, как к взрослым, самостоятельным людям во многом влияет и то, как воспринимают нас родители. Поддерживают ли они нас или, наоборот, пытаются доказать нам, что мы еще маленькие дети. В любом случае, даже находясь в кругу семьи, так как по каким-то причинам у вас нет других близких людей, вы можете ощущать себя взрослой и вести себя по взрослому. Ведь, чтобы быть взрослым совершенно не обязательно жить отдельно от родителей, выйти замуж и т.д. Куда важнее внутреннее ощущение, что ваши родители и вы – это хоть и близкие, но отдельные люди, и что каждый ответственен за свою жизнь и свои выборы. Вы в том числе. И когда вы сможете почувствовать это внутри себя, то однозначно безошибочно поймете, что вам следует делать: где ваша мудрость, а где «мудрость» взрослых.
Всего вам доброго.
Слепак Константин