Как преодолеть свою застенчивость?
Здравствуйте!
В одном из ответов Вы писали девушке про её стеснительность: "Сложно однозначно назвать причины стеснительности: дело, может быть, в каких-то давних, забытых событиях или детских фантазиях, которые могли оказаться травматичными для детской души". Что можно посоветовать в этом случае?
Я часто пытался понять что же явилось причиной стеснительности для меня, но никогда ничего вспомнить не мог. В детстве я был очень активным ребёнком, но когда пошёл в школу, что-то стало по-другому, хотя в своей дворовой компании, я оставался прежним. Когда поступил в ВУЗ, хотел попробовать подать себя по-другому, таким, каким я был на самом деле. Но снова струсил и застеснялся.
И как-то не выпадает из головы один случай из детства, когда я как-то просто так, когда все баловались и шутили, обнял девочку, хотел пощекотать, а другой мальчик меня одёрнул словами, дескать, что я делаю или. В этот моменту у меня внутри как будто все рухнуло.
Наверное, это стеснение можно преодолеть только пытаясь знакомиться, завязывать новые отношения, перешагивая через свою стеснительность. Но, может здесь есть что-то еще? Я очень критично отношусь к себе, сам себя не люблю, но мало к кому отношусь с неприязнью. А вот себя полюбить никак не могу. Спасибо, буду благодарен за ответ и помощь.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Алексей,
С одной стороны, вы пишете, что не можете вспомнить случаев, из-за которых могла возникнуть стеснительность, с другой – сами приводите случай, сильно повлиявший на вас. Как я понимаю, произошло следующее – вы, сами не понимая до конца причин своего поведения, получили наказание в виде жесткой критики в свой адрес. Это усугубилось тем, что действие было публичным, на глазах у других мальчиков и девочек. Конечно, это непростая, эмоционально заряженная ситуация.
На самом деле тогда для вас был крайне важный (хотя и наивный детский) сексуальный опыт. Вот что произошло на психологическом уровне: вас остановил мальчик, который, вполне вероятно, посчитал вас своим конкурентом в отношении этой девочки, он не в самой корректной манере показал вам, что вы не только славный веселый мальчуган, а еще обладаете «низменными сексуальными инстинктивными желаниями». Такую картинку, нарисованную наивной детской душой, воспринять еще слабому детскому сознанию очень тяжело. Еще тяжелее удержать баланс между растущими ближе к подростковому возрасту сексуальными и агрессивными желаниями и имеющимися нормами социального поведения. В этот период крайне важной становится позиция родителей: для мальчика, в первую очередь, отца, который поможет выстроить адекватный образ себя в условиях, когда «Я» разрывается в разные стороны желаниями и страхом наказания.
Видимо, для вас, по какой-то причине, страх критики и наказания оказался сильнее. В результате крайне важные для жизни инстинктивные желания: сексуальность, агрессивность, конкурентная борьба, спонтанность оказались подавленными.
Чтобы вырваться из этого круга, я думаю, вам следует поразмыслить, в каких случаях и каким образом, проявляется то, вами подавлено? Что происходит в моменты просветления, когда вы можете нормально общаться с окружающими? Нравитесь ли вы себе в этих ситуациях?
Мне кажется, вам важно признать, что вы обладаете некоторыми чертами, которые и вы, и некоторые окружающие могут считать негативными, но они есть и требуют, чтобы им тоже позволили себя проявить. Видимо их-то вы больше всего и стесняетесь, если верить истории из детства.
В письме звучит мысль, что вы стесняетесь себя, и мне кажется, что важно определиться, что стесняетесь вы не себя, а лишь некоторых своих черт, которые не столь уж плохи. Если вам удастся отделить одно от другого, то тогда вы, вероятно, сможете, с одной стороны, определить для себя ту свою часть, те качества, которых стесняетесь, с другой – обнаружить положительные черты в себе, за которые сможете отнестись к себе с симпатией, или даже полюбить себя.
Всего вам доброго.
Слепак Константин