Как убрать "якоря" в родительской квартире, не тратя денег?
Здравствуйте. Мне 28, живу вдвоем с мамой в квартире, в которой жила с 6 лет. Но мне всегда хотелось оттуда вырваться, т.к. я не чувствую там "своего места" и не могу побыть одна, мне неловко приглашать кого-то в гости, кроме ближайшей подруги, т.к. я считаю что таким образом они приходят в гости к маме а не ко мне. Поэтому когда была возможность, я там не жила, жила сначала с одним парнем, потом опять дома после расставания, потом с другим 4 года, и теперь с ним расстались, и я снова с мамой. Еще был период когда я снимала комнату, по условиям там было хуже, и я была все равно не одна, но я чувствовала себя лучше. А возвращаясь домой часто чувствую себя как подросток - болезненно реагирую на многое. нервничаю, ленюсь - хотя даже просто навести СВОЙ порядок хотя бы в Своей комнате - уже было бы лучше, но я это все откладываю и откладываю, как будто это меня не касается, как будто это временно и мне все равно.... Больше всего раздражает (и так было всегда, с самого детства) когда я не могу что-то найти - я сразу мысленно начинаю злиться на маму (раньше злилась на старшую сестру), что она взяла это без спроса или прсото переложила "куда правильно", хотя это конечно же в 95% случаев не так... Но я начинаю злиться СРАЗУ, даже 5 секунд не проходит, а через 2 минуты у меня уже истерика по этому поводу начинается((( Я что, такой страшный собственник? Я доускаю такую мысль, потому что мне всю жизнь не хватало ощущения неприкосновенности личного пространства - и коната была общая с сестрой (сейчас она живет отдельно с мужем) и шмотки я донашивала, и право выбора подарка из двух почти одинаковых было у нее. И все эти ощущения воспоминания витают в квартире... Хотя с мамой отношения хорошие, теплые и есть взаимопонимание, я все же чувствую себя как в ловушке... Я читала про якоря, и что их можно убрать, сделав ремонт, перестановку... Но мое финансовое положение не позволяет что-то кардинально изменить, а тем более снять квартиру, так что я думаю, как бы мне все же что-то изменить чтобы чувствовать себя более уместно именно там. И жить нормально, для себя. Помогите, пожалуйста

Ответ эксперта
Здравствуйте, Настасья!
Какими бы ни были хорошими отношения с родителями, приходит время, когда от них надо отделиться — и в физическом, и в психологическом смысле. Может быть, ваше раздражение возникает не столько из-за конкретной квартиры, от которой вы устали, сколько из-за ощущения какой-то стагнации, отсутствия личного развития. Вы как бы немного регрессируете в подростковое состояние, злясь на маму по мелочам, вспоминая детские обиды, не прибираясь в своей комнате — это часто бывает со всеми нами, когда мы во взрослом состоянии снова попадаем в родительский дом. Чтобы начать жить "для себя", нужно не просто сделать перестановку и убраться в комнате, а разобраться в своих чувствах, стремлениях, желаниях. Раздражение, которое выплескивается наружу по мелочам, на самом деле кроется в чем-то другом. Если не думать о квартире, что еще беспокоит вас в жизни? Есть ли у вас любимая работа? Может быть, вас тяготит то, что вы снова вернулись в родительский дом, хотя хотели бы к этому моменту достичь чего-то другого?
Если говорить о квартире — у вас, видимо, все-таки есть своя комната. Попробуйте обустроить в ней жизнь так, как приятно вам — это вполне в ваших силах, если вы подключите свою волю. Для этого не обязательно тратить много денег — скорее, это отговорка, которое позволяет продолжать злиться на маму и ничего не делать. Переставьте мебель в комнате, выделите себе свой личный уголок, например, повесьте на стену небольшую деревянную доску, на которую можно прикреплять кнопками понравившиеся картинки, вырезки из журналов, фотографии. Можете повесить фотографию места, куда вы мечтаете съездить. Даже если у вас ограниченные средства, вы можете поставить себе цель накопить на какой-то предмет интерьера или мебели, которого вам особенно не хватает. Договоритесь с мамой, чтобы она не заходила без стука в вашу комнату или не делала чего-то другого, что вас раздражает — установите свои правила в вашем личном пространстве. Пускай этот период лишь переходный в вашей жизни — конечно, вам хочется жить отдельно от мамы, в своей квартире; но это не повод жить в постоянном недовольстве. Почувствуйте себя взрослой. Не бойтесь мечтать и ставить цели. А пока — сделайте свою жизнь уютной там, где вы находитесь сейчас. В конце концов, не место делает человека, а человек — место. Просто думайте о том, что впереди у вас еще много хорошего, и у вас все обязательно получится.