Два в одном
Добрый день. Не знаю, с чего начать. Я единственный ребёнок в семье, отца нет. Лихие 90-е отняли его у меня. Недавно старость отняла дедушку. В итоге осталась семья из трёх человек - бабушка, мама и я.
Моя мама воспитывала меня в строгости, которая давно перешла в крайность. Мне нельзя было приводить к себе домой друзей, нельзя было уйти к кому-нибудь с ночёвкой - даже к близкой подруге. Всё-всё я рассказывала маме, даже самое сокровенное, о чём не знала подруга. В школе меня часто били, морально и физически. В младших классах я плакала в туалете, а класса с 9-го била в ответ. Мама работает. Я не помню, чтобы мы проводили время вместе. Сейчас я живу в другом городе из-за учёбы, одна в квартире. Мамина подруга имеет от неё ключи и контролирует меня, словно я опасный преступник, приходя внезапно в любое время.
Моя мама решает, когда и с кем я гуляю, а за неповиновение мне запрещают идти гулять вообще. Она для меня авторитетна и я ничего не могу поделать. А ведь больно видеть, как другие мамы доверяют своим детям. Я влюбилась в девушку. Да, это не норма. Но что я могу поделать, если меня тянет к этому человеку? Мы не шляемся по клубам, не пьём на лавочках - мы сидим дома и нам хорошо. Но мама запретила встречаться. Теперь я всё держу в тайне. Девушка очень расстраивается, когда ей нужно убегать из квартиры, словно воришке, когда приезжает мамина подруга. Мама девушки меня любит, мы часто разговариваем, она нас понимает. А моя - нет. Она сказала, что отведёт к психиатру, если узнает. Она часто мне такое говорит.
Моя бабушка - человек эмоций. И хороших у неё не бывает. Она в моём детстве перенесла психотравму - смерть сына. Тогда стоило лечь в больницу, но она этого не сделала. Сейчас она кричит на меня, даже если я не правильно сижу. Это какой-то кошмар. Последнее время у меня кончаются силы. Я часто плачу. Бабушку я боюсь, она постоянно говорит гадости, которые меня шокируют. Один раз она так сильно разозлилась, что стала кричать на маму, чтоб та от меня отказалась. Знаете, как больно слышать это от близкого человека? Я никому не могу рассказать - я ни с кем не общаюсь, т.к. дом для меня стал уютной тюрьмой. Я хочу жить, так, чтоб мне было хорошо. А не плакать каждую неделю, потому что выхода не вижу. Я не знаю, что делать...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Татьяна!
Я искренне вам сочувствую, но вы совсем молоды, и у вас впереди целая жизнь — своя жизнь, а не мамина и не бабушкина, которую вы можете жить так, как считаете нужным. Главное — найти в себе силы понять, что на самом деле внутреннюю свободу никто у вас отнять не может, что никто не вправе управлять вашей жизнью. Вы уже выросли, и можете поступать так, как вам нравится и хочется. Учитесь отстаивать свое мнение, свое пространство, хотя делать это может быть непросто.
Насколько я понимаю, вы живете в другом городе, и это хорошо, ведь так вам проще отделиться от мамы. Не очень понятно, как она может запрещать вам идти гулять с кем-то, находясь в другом городе? Ее контроль простирается так далеко до тех пор, пока вы играете по ее правилам, пока верите в них. Как только вы поймете, что вы ничуть не слабее (ведь вы умеете давать отпор, да еще как, вспоминая вашу школьную историю!), вы начнете делать то, что считаете нужным. Пока вам страшно проявлять себя, и вы и сами поддерживаете миф, что вы "преступник", когда ваша девушка убегает из квартиры тайком. Встать взрослой — значит перестать смотреть на свою жизнь с точки зрения других людей, принимать собственные решения и нести за них ответственность. К сожалению, иногда бывает так, что наши самые близкие родственники оказываются духовно совсем не близкими нам людьми, и это тоже надо понять и принять. Если вас морально терзают мама и бабушка, это совсем не значит, что вы всю жизнь, как примерная дочь и внучка, должны это терпеть. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах и обидах, шаг за шагом, отстаивайте свою правоту. Желаю вам удачи и терпения!