Как научиться говорить "нет"?
Добрый день!
Мне 25 лет, я очень легко нахожу общий язык с людьми, но иногда это происходит в ущерб мне самой, т.к. это общение моему внутреннему "Я" не нравится. Я просто начинаю вести себя так, как будет комфортно человеку, с которым я общаюсь, а не мне самой. Я устаю от этого, но сказать об этом не могу. Я не умею говорить людям "нет" я всегда боюсь их этим обидеть, хотя и понимаю, что от этого плохо только мне самой. Как, как научится говорить "нет"? И говорить это не с чувством вины, а твердо и уверенно? Спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Маша,
Чтобы ответить точно, конечно, нужны конкретные факты, всем ли вы не можете отказать или каким-то определенным людям, или в определенных ситуациях? Обычно человек никогда не поступает полностью в ущерб себе, за каждым его поступком стоит какая-то выгода, которую сам он не всегда может понять и осознать. Нужно подумать, что вы получаете, когда, идя против своих желаний, подстраиваетесь под собеседника?
Поддерживаете ли вы роль бескорыстного помощника, или, может быть, вас тревожит сама ситуация отказа, и вы соглашаетесь, чтобы избежать ее и, следовательно, этих тревог.
Как я понимаю, вы соглашаетесь с тем, с чем вам соглашаться не хочется, а затем корите себя за это. А что произойдет в ситуации отказа? Вы тоже будете чувствовать себя виноватой? То есть, вы будете чувствовать вину либо за отказ, либо за согласие.
Кажется, что ситуация безвыходная, но это не совсем верно. Чаще всего подобный сценарий ведет к переживанию себя как «жертвы» (жертва в данном контексте противопоставляется не агрессору, а свободному человеку), что является компенсацией ощущения слабости своего «Я». Ведь идея жертвенности придает новый смысл и силу вашему «Я». Некоторые аспекты жертвенности уходят корнями в глубокие религиозные, псевдорелигиозные или сакральные переживания, которые являются источниками сил и энергии. Парадокс в том, что, следуя жертвенному сценарию, нельзя обрести счастье.
Когда «жертва» перестает принимать активность других, отказывает и говорит «нет», она перестает быть жертвой, потому что берет на себя ответственность (здесь и дальше я пишу об ответственности в смысле осознания своих поступков: понимания, что и зачем вы делаете) за свое решение и дальнейшие его последствия. Здесь могут возникать тревоги из-за «тяжести» ответственности или сложные переживания, что теперь другой человек - тот, кому вы отказали, стал жертвой вашего отказа. Обычно это не более, чем выдумка человека, который предпочитает следовать жертвенному сценарию (об этом чуть ниже). А что касается ответственности и связанных с ней страхов – с ответственностью нужно учиться жить. Как ни странно – но ответственность дает свободу, свободу принимать решения и двигаться туда, куда хочется вам самим.
Большинство из нас вместо «нет» говорят «да», потому что считают, что, наш отказ обидит другого человека, сделает его жертвой. За этим скрывается распространенное мнение, что другие люди (те, кого мы боимся обидеть) – слабые, обидчивые и уязвимые. Соответственно, мы (те, кто говорит «да») – как будто становимся сильными. Это не так. Сказать «да» вместо «нет» - это не всегда показатель силы. Порою о себе заботиться сложнее, чем о других, мы часто не позволяем себе этого делать, а слово «нет» в адрес другого – это часто и есть забота о себе, о своих интересах и приоритетах.
Возможно, вам будет проще отказывать людям, если вы, будете помнить, что иногда вы действуете исходя из того, что выгодно вам. И если люди не хотят этого понимать и принимать, то может быть следует задуматься о необходимости поддерживать с ними отношения? Как будет звучать ваш отказ, зависит от того, насколько вы уверены в своих мотивах и своих действиях. В заключении, я еще раз возвращаюсь к вопросу из начала письма: «какая выгода присутствует в сегодняшнем поведении?» Уверенное поведение возможно, когда вы точно понимаете, что нужно внутреннему «Я» и уверены в том, чего хотите.
Всего вам доброго.
Слепак Константин