Как победить булимию и найти себя?
Здравствуйте, Константин!
Очень прошу, помогите советом! Моя проблема в чем-то перекликается с проблемой Наташи , но это не все. Я очень сложный человек, я слишком много рассуждаю и анализирую глубинные потребности души, но не могу остановиться на главном, реализовать себя. Вот уже шесть лет я страдаю булимией. Я скрываю это от родственников и друзей, стараюсь чаще бывать на людях, но ничего не помогает. Это произошло постепенно, по мере того как я стала отчаиваться и понимать, что не смогу стать человеком, заключающем в себе яркие и желаемые для себя качества. Мне хотелось творческой реализации, и возможно я стала слишком рано искать к тому пути. Я выросла без отца и очень страдала от неустроенности в жизни, зачастую это подстегивало, зачастую - приводило к саморазрушению. В детстве я увлекалась живописью, очень нравилось читать, впрочем, как и сейчас. Сейчас я окончила университет, получила специальность - учитель биологии и химии, но пока не преподаю, зарабатываю деньги в частной фирме.
Я никогда не встречалась с парнями, моей единственной любовью была девушка. В течение 4 лет я испытывала к ней очень сильное влечение и романтические чувства. Но моя болезнь и неразбериха в лабиринтах собственной личности привели к тяжкому расставанию. Сейчас я не могу ответить на главный вопрос своей жизни, хотя бы приблизительно, - кто я? Зачем я живу? Каков мой истинный интерес в жизни и как его найти? Какова я на самом деле? И есть ли путь к выздоровлению и реализации себя?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Татьяна,
Путь к реализации себя, конечно же, есть. Вы пишете о себе как о человеке, который способен любить, стремится к творчеству и реализации себя в профессии. Как каждый из нас, попадая в сложную ситуацию, вы можете впасть в отчаяние, а можете мобилизоваться и стремится к ее преодолению. Поставленные вами вопросы являются и психологичными и философскими одновременно. Подавляющее большинство людей, если и находят на них ответы, то, как правило, во второй половине жизни.
То, что вы себя активно ищете – это хорошо, однако, как я понимаю, процесс поиска становится вязким и малопродуктивным. Упираются ли ваши поиски в проблему с булимией или она является фоном к иным психологическим сложностям?
Булимия как симптом может символизировать разные глубинно психологические процессы: это может быть наказание матери, которая воспринимается как недостаточно внимательная и заботливая; наказание себя за какие-либо желания; при наличии рвоты, булимия может указывать на невозможность выдерживать и переваривать какие-либо межличностные отношения; нередко булимия связана с сексуальной сферой, возможно, с бессознательным избеганием сексуальных отношений или, наоборот, с фантазиями о беременности; если в детстве ребенок получал еду нерегулярно, то булимия во взрослом возрасте может отражать детские страхи, связанные с голодом, с голодной смертью; нередко булимия свидетельствует о безуспешных попытках накормить «внутреннего ребенка». Могут быть и иные бессознательные смыслы, выражающие себя в подобных симптомах. В любом случае понятно, что что-то идет не так, поскольку нарушена естественная физиологическая потребность.
При пищевых расстройствах еда потребляется не для преодоления естественного чувства голода, а для замещения неудовлетворенных эмоциональных потребностей. Еда успокаивает, снижает тревоги и страхи, однако не удовлетворяет, так как является лишь заменой желаемому. А желается, как правило, участие и внимание других людей. Пищевые расстройства обычно относят к нарушениям, связанным с ранними межличностными отношениями: это могло быть злоупотребление самостоятельностью ребенка, неверным или несвоевременным отражением его потребностей. Собственно, эти же причины могут лежать и в том, что взрослому человеку сложно самостоятельно осознавать свои потребности и строить адекватный образ себя.
Для выхода из болезненного состояния следует понять, о чем говорит ваш голод, что не было выражено естественным вербальным (словесным) путем? Какие чувства не были выпущены наружу и осознанны? Эти чувства следует выразить, как бы тяжело это не казалось. Может быть, нарисовать их будет легче, чем высказать.
Еще следует подумать, что произошло 6 лет назад, когда появился симптом? По идее в этот период вы должны были окончить школу, поступить и начать учиться в ВУЗе. В это же время у молодых людей появляется больше свобод и самостоятельности. Может ли булимия быть связана с учебой? Что еще было в этот период, какие изменения или стрессовые ситуации?
И в конце хочу указать еще один непростой аспект вашей ситуации, с которым вы, похоже, сталкиваетесь. Это стыд. Кажется, что он присутствует в вашей жизни и, вероятно, может служить не на пользу. Так как именно это чувство более всего мешает просить и принимать помощь и делиться наболевшим с друзьями и родственниками. Думаю, что, если вы сможете переступить через стыд, вам станет легче, вы сможете выразить себя. А это и есть путь к выздоровлению.
Всего вам доброго.
Слепак Константин