Я боюсь повторить сценарий своей матери.
Здравствуйте!
Я родилась в неполной семье, без отца. До подросткового возраста меня не волновало то, что его у меня никогда не было. Затем у меня появилось какое-то чувство неполноценности по поводу этого. Мы с матерью почти никогда не разговаривали об отце, мне было неудобно обсуждать его с ней. Когда речь заходила об этом, я старалась замять эту тему. Сейчас мне уже 20, и я начала замечать что в любовных отношениях меня тянет ко взрослым мужчинам. Я читала, что это свойственно многим девушкам, выросшим без отца. Моему первому мужчине было 31 год (мне 20). Через 2 месяца он ушел от меня. Прошло 3 месяца. Я до сих пор не могу успокоиться, временами впадаю в депрессию, боюсь, что никогда не смогу доверять мужчинам (кстати, мама постоянно твердила мне, что мужчинам доверять нельзя). Меня бросает из крайности в крайность - иногда я сознательно держу дистанцию, иногда понимаю, что это ненормально, что не надо воспринимать мужчин как источник страданий, и видимо, слишком доверяюсь им. Боюсь отношений, боюсь предательства.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга,
К сожалению, вы не пишете, когда отец ушел из семьи: до вашего рождения или уже после. Вы правы в том, что девушки, выросшие без отца или с пассивным и невключенным в процесс воспитания отцом, могут испытывать чувственное и сексуальное влечение к мужчинам значительно старше себя. Часто это связано с бессознательным поиском отцовской заботы или, если отец был, но не выполнял отцовские функции, с поиском лучшего отца. Иногда выбор взрослого мужчины является конкурентным вызовом по отношению к матери и свидетельствует о стремлении дочери найти мужчину, который по возрасту скорее подойдет матери, и удержать его рядом с собой, чего не смогла сделать мать. Иногда подобный выбор происходит у девушек, сильно идентифицирующихся с матерью, они выбирают взрослого мужчину, бессознательно подбирая нового мужа своей матери. Могут быть и иные мотивы.
В действительности за всеми этими сценариями стоит стремление отделиться от матери, стать «взрослой». Выбор мужчины, который старше, позволяет девушкам чувствовать себя старше и взрослее.
До подросткового возраста, вероятно, у вас с мамой были очень близкие эмоциональные отношения – мама была самым близким и лучшим другом, во всем хотелось походить на нее – и отец как бы был не нужен. В подростковом и юношеском возрастах, когда начинаются развиваться отношения с противоположным полом, мама уже не может служить образцом и подавать пример, т.к. у нее в этой области печальный опыт. Начинается процесс разделения себя и мамы: это мамино, а это мое. И этот процесс вам сейчас осознанно надо продолжать и поддерживать. Вы – не ваша мама, и маме следует помнить, что ее жизнь – это ее жизнь, а ваша жизнь – это ваша жизнь. В ее жизни мужчины – источник страданий, а ваши отношения с мужчинами будут зависеть от вас и ваших выборов.
Как я понимаю, уход вашего первого мужчины, заставил вас вновь почувствовать себя похожей на мать и активизировал тревоги, связанные с возможностью повторить ее жизненный сценарий, т.е. остаться без мужчины.
Ольга, на мой (и профессиональный, и мужской) взгляд, вам следует набраться смелости и начать говорить с мамой об отце: какой он был, как они познакомились, почему она его выбрала, чем он ей понравился, почему ушел и пр. Только понимая историю отношений ваших родителей, вы сможете сравнить с тем, что происходит в ваших отношениях с мужчинами и понять, повторяете ли вы мамин сценарий или идете своим путем. И вам следует выделить свой путь, искать свои победы и свои ошибки, доверять пути и доверять себе. Тогда вы сами сделаете свой выбор относительно мужчин: доверять или нет.
Всего вам доброго.
Слепак Константин