семья обвиняет меня в смерти матери, как с этим жить?
Здравствуйте! У меня в 2011 году умерла мама. до этого она лежала 2 мес. в психоневрологическом диспанцере с деменцией. жила со мной, с 2008 года начались проблемы с памятью, стала агрессивной и все врмя стремилась уехать. обратились к психиатору после того как ей стали видеться дома посторонние люди, которых она грозилась убить. я просила отца и брата еще до того как положили ее в больницу помочь мне и убедить ее лечь на обследование, пока еще все не было так запущено. но им было некогда. теперь когда она умерла все свалили на меня! отец меня проклял! муж после того как узнал подробности нашего с отцом общения сделал свои выводи и отвернулся от меняя! я осталась совсем одна! кроме детей у меня вообще никого нет! я не знаю как мне дальше жить, что делать и как найти в себе сили не сойти с ума

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Болезнь Вашей мамы развивалась постепенно, Вы сделали все правильно, поместив ее в больницу. Обвинения ваших родственников не имеют никаких оснований — в конце концов, они тоже могли как-то поучаствовать в ее судьбе, если считали, что происходит что-то неправильное. Могли вмешаться, предложить какие-то другие варианты, но никто этого не сделал, о чем сейчас можно говорить? Запоздалое чувство вины почему-то позволяет им обвинять вас в том, в чем вообще никто не виноват.
Проклятия в таком случае тоже являются симптоматичными. Это трудно слышать, трудно сознавать, что тебя проклинает твой собственный отец, но он зачем-то выбирает прожить свои последние годы в таком вот состоянии души. На это Вы тоже вряд ли можете повлиять. Он потерял жену, теперь выбирает «потерять» дочь.
У вас семья, дети. Вы пишете, что кроме детей у Вас никого не осталось. Это далеко от состояния «совсем одна». Ваш муж долго живет с Вами, у вас с ним есть своя собственная история, как так произошло, что его сильнее впечатляет рассказ отца, чем ваша с ним жизнь? А где он был, когда все это происходило? Он что, узнал о Вас только от отца? Где его собственное отношение к Вам? Где он был в это трудное время?
Ваша жизнь — это не только отношения с родителями. Мама ушла, отец не хочет Вас знать. Здесь можно только попытаться объяснить еще раз, что и как происходило, пояснить логику своих действий, а если ничего не получится — то принять это.
Но у Вас остается Ваша жизнь, ваша работа, увлечения, отношения с детьми. Ваши отношения с мужем как-то развивались, как-то продолжались, Вы для него не незнакомка, о которой он вдруг узнал что-то плохое и отвернулся. Возвращайтесь к общению, к пересмотру того, что есть между вами, что вас держит все это время вместе.
Отношения с родственниками могут давать многое, но они не могут быть смыслом вашей жизни, возможно, такой семейный кризис просто обнажил некоторую Вашу потерянность, непонимание, куда и зачем, и как идти дальше. Это совершенно нормальный этап, мы все периодически оказываемся в таком состоянии, мы просто должны периодически решать эту задачу: Что дальше? Куда я иду?
И наши отношения с родственниками тут совершенно ни при чем.
Не паникуйте. Обратите внимание на свои собственные желания и потребности, это важно.