Как принять смерть отца?
Здравствуйте!
Помогите мне пожалуйста. Ровно 10 лет назад у меня умер отец. На тот момент я жила 5 лет с тетей, и об этом узнала только через год, найдя заключение о смерти. Мама мне ничего об этом не сказала... Я и не спрашивала, боюсь сделать ей больно. Но моя проблема заключается в том, что при общении с другими людьми я всем вру, что у меня отец жив и живет далеко за городом. Я не могу вот так вот взять и сказать, что он умер. Почему, не знаю. Год назад я познакомилась с молодым человеком. Сейчас у нас серьезные отношения, все хорошо, но он постоянно интересуется моими родителями. Я сказала ему то же самое, что папа живет далеко, и видимся мы редко. Но вот сейчас я понимаю, что мне надоело все выдумывать, лгать, обманывать, где папа работает, поздравил ли он меня с днем рождения... Я не могу так больше. Но и правду сказать боюсь... Что мне делать? Как быть? Мне кажется, я и сама уже запуталась...

Ответ эксперта
Здравствуйте, Анна,
Не редко приходится встречаться с ситуациями, где умалчивается смерть или тяжелая болезнь близкого родственника. Это может делаться по разным причинам, но чаще всего, чтобы не делать больно, тем, кто любил этого родственника.
Правильно ли я понимаю, что вы 5 лет до смерти отца жили с тетей из-за его состояния? Если это была болезнь, то ухаживающие за ним родственники могли подготовиться к прощанию с ним, принять неизбежность его смерти. В любом случае, проще принимать смерть, когда являешься свидетелем умирания или факта смерти. Вы же не были свидетелем смерти отца. Таким образом, отец для вас (тогдашней, 11-летней девочки) и умер, и нет. Дети, не знающие, что такое смерть, приравнивают ее к отъезду или уходу. Отрицая, таким образом, тотальность смерти и ожидая возвращения «ушедшего».
Вероятно, для вас эта «игра» еще продолжается. Видимо, идея того, что отец уехал, является защитой от глубокого принятия факта его смерти (особенно, если у вас были хорошие отношения) и сопровождающих это чувств, например, страха или стыда. Мне показалось, что вы стыдитесь того, что росли без него. Почему вы считаете, что, если окружающие будут знать, что ваш отец умер, то будут как-то иначе к вам относиться? Вы – это вы. Вы 10 лет жили без отца и стали такой, какой стали. Лучше принять эту часть своей личной истории и не стоит ее скрывать или стыдиться. В этой связи, лучше поговорить об отце с мамой, узнать побольше информации про него. И попробуйте быть честной с молодым человеком. Если у вас складываются «серьезные отношения», и вас объединяют сильные чувства, то, думаю, что он достойно воспримет информацию о вашем отце, понимая, что это признание вам не легко далось.
Может быть вам будет легче сделать описанную выше работу, если вы будете знать, что наличие серьезных отношений с молодым человеком, является признаком того, что отец хорошо выполняет свою функцию, находясь внутри вашей души, в вашей психической жизни.
Всего вам доброго.
Константин Слепак