Ребенок мной манипулирует
Моему ребенку два года,на любую прозьбу у него категорическое отрицание,демонстрирует своеволие и непослушание.На спокойный разговор не реагирует, на приказ-начинает демонстративно рыдать.Я понимаю,что у меня в его глазах нет авторитета и он мной манипулирует,но как это правильно воспринемать и что делать с таким поведением?

Ответ эксперта
Мила, вы пишете, что сын демонстрирует своеволие и непослушание. Такое поведение двухлетнего ребенка вполне объяснимо, так как в этом возрасте малыш начинает осознавать себя отдельным от взрослого человеком и в его понимании выполнение ваших требований означает подавление его воли, разрушение его самости, как будто в послушании он является продолжением мамы. То есть цель такого поведения ребенка на третьем году жизни – не манипулирование вами, не непослушание как таковое, а обретение своей идентичности. И это важный этап в развитии. Что делать с таким поведением? Признать тот факт, что ваш ребенок имеет право на свое волеизъявление и быть самим собой. Предоставьте малышу возможность самостоятельно принимать решения в каких-то незначительных вопросах, выбирать один из двух приемлемых вариантов («Ты какую шапку наденешь: красную или синюю?»). Словом, дайте ему возможность убедиться в том, что с его мнением считаются. Прислушивайтесь к малышу, разговаривайте с ним, потому что ваши слова очень значимы для него. Информируйте ребенка о том, что и когда надо делать. Например, в сырую погоду на прогулку надо обувать резиновые сапоги и т.д. Закрепляйте последовательность действий, обязательных для выполнения по утрам, вечерам и др. Рассказывайте об «устройстве» окружающего мира, задавайте вопросы («Если на улице дождь, что надо обуть?»), побуждайте к размышлениям.
Криков малыша тоже пугаться не стоит. Важной особенностью детей третьего года жизни является высокая чувствительность, поскольку механизмы физиологической саморегуляции организма у него не сформированы. Кроме того, ребенок еще не может выразить словами свое состояние, а эмоциональная разрядка ему требуется. Вот и получается, что малейший дискомфорт, неудача в «делах», невозможность получить что-то привлекательное может вызвать бурную эмоциональную реакцию малыша. Ребенок быстро эмоционально «заражается» и легко переключается с одной эмоции на другую. При бурных проявлениях чувств попытайтесь спокойно вызвать у малыша другое состояние, переключив его внимание.
Мила, вы еще упомянули об отсутствии авторитета у сына. Вообще-то, для ребенка характерно подвергать сомнению авторитет родителя и нарушать установленные им правила и порядки. Поэтому от вас требуется последовательность в поведении, четкость и требование неукоснительного выполнения тех правил, которые вы вводите для ребенка. Зная границы, которые нельзя нарушать, малыш будет чувствовать себя уверенней. А, позволив ему нарушить правила, вы столкнетесь с тем, что ребенок будет пытаться сделать это снова.