В 10 лет меня сбила машина, и теперь я всегда некомфортно чувствую себя на дороге – как пешеход и как пассажир...
О том, чтобы сесть за руль, речь даже не идет: я с ужасом представляю себе, как в первые же минуты обязательно во что-нибудь врежусь или, того хуже, кого-нибудь собью. Этот страх очень мешает мне в жизни, тем более что есть возможность получить права и водить машину, а по работе я часто езжу по городу – к сожалению, на метро. Можно ли избавиться от этого страха?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Мария. Если Ваш страх локален, то есть нет других страхов или других душевных проблем, можно обратиться к психологу, имеющему опыт успешной краткосрочной психотерапии страхов. Сейчас существуют и эффективно применяются четко структурированные модели работы со страхами. Одна из них описана в книге Джорджио Нардонэ и Пола Вацлавика «Искусство быстрых изменений», недавно вышедшей в русском переводе. Но эта модель может не сработать, если Вы просто сами прочтете книгу, но не станете обращаться к специалисту.
Если Ваши страхи являются частью характера и сформировались в самом раннем детстве, Вам лучше обратиться к психоаналитику: часто страх, особенно не локальный, а касающийся разных сфер жизни, является симптомом более серьезных проблем (например, возрастного или личностного кризисов или заблокированной агрессии), и, чтобы помочь справиться с этим, работающий с Вами психолог должен иметь серьезную аналитическую подготовку. В Вашем случае нужно проработать со специалистом ту детскую травму (когда Вас сбила машина): снова вернуться к чувствам и фантазиям, которые возникли в этой ситуации. Наши реакции на травму часто зависят не от силы самой травмы, а от того, как она была пережита, как окружающие помогли справиться с ней.
Иногда страх имеет вторичную неосознаваемую выгоду. Кому-то бывает выгодно бояться добираться на работу, чтобы обеспечить себе провожатого, роль которого, например, для женщины может играть муж или родители. Так человек продолжает свою зависимость и получает опеку. Попробуйте проанализировать, нет ли вторичных выгод в Вашем страхе.
Но, думаю, обращение к квалифицированному психологу будет полезно в любом случае: даже если Вы полностью не избавитесь от страха, он значительно уменьшится.
С уважением,
Станислав Раевский.