Мне постоянно снится, что я собираю вещи и собираюсь уйти от своего (теперь уже бывшего) мужа…
Шесть с половиной лет назад я рассталась с мужчиной, с которым прожила в гражданском браке 3,5 года. Расстались мы (вернее, я ушла) по причине разных взглядов на жизнь, разных жизненных ценностей. Поскольку в последние месяцы нашей совместной жизни много разговоров с его стороны было о ребенке, свадьбе, а меня уже на тот момент не устраивали наши отношения, я, все, взвесив, обдумав, приняв во внимание свои неудавшиеся попытки прийти с ним к чему-то одному, общему, приняла решение не создавать с ним семью.
Прошло прилично времени. Я успокоилась, жила своей жизнью, встречалась с другим мужчиной. Но до сих пор, на протяжении уже лет пяти, мне постоянно снится сон, что я собираю вещи и собираюсь уйти от своего (сейчас бывшего) гражданского мужа. Полгода назад мне первый раз приснилось, что я наконец-таки собрала вещи и УШЛА. Месяц назад – прогресс – я собрала вещи, объяснила бывшему мужу, почему мы не можем быть вместе, и спокойно ушла. Пару дней назад во сне я снова пришла в его квартиру, зачем не знаю, побыла там 2 минуты и ушла.
Я не могу найти ответ на вопрос, что значит этот сон. А он явно что-то значит. В отношении бывшего гражданского мужа у меня все спокойно. Сильнее я переживала расставание с другим мужчиной, который был после. Но и к нему я сейчас отношусь спокойно. Возможно, сей сон означает мои отношения на работе, которые давно уже не складываются так, как хотелось бы мне. 4 года назад я получила диплом о высшем образовании, тогда и начались нападки со стороны моей непосредственной начальницы. Сама работа меня устраивает, фирма неплохая, директор – более или менее. Я стараюсь избегать всяческих стычек, не поддаваться на различные провокации с ее стороны, не принимаю участия в обсуждениях очередной персоны, попавшейся ей на глаза... Раза три хотела увольняться, но мне каждый раз повышали зарплату вдвое, а то и втрое, и я до сих пор работаю здесь… Может, сон как-то связан с работой, а может, еще с какой-нибудь сферой моей жизни, которую я не приняла во внимание. Бессознательное пытается до меня что-то донести, подает какие-то сигналы, а я не могу их разгадать… Помогите разобраться.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Екатерина. Мне кажется, Вы на правильном пути. Во-первых, Вы пытаетесь прислушаться ко сну, понять его. Действительно, через наши сновидения психика сообщает нам что-то очень важное. Во-вторых, Вы правильно не связываете напрямую Ваши сны с Вашим бывшим гражданским мужем. Если отношения с ним сейчас неактуальны, то происходит так называемое смещение: фигура действительно тревожащего персонажа – другого мужчины или начальницы – прячется за той, которую Вы видите в сновидении (в данном случае – за Вашим мужем).
Согласно классическому психоанализу, за фигурой во сне стоят чаще всего родители (за фигурой этого мужчины может скрываться Ваш отец). Тогда понятна навязчивость сна, ведь мы всю жизнь продолжаем внутренние диалоги с нашими родителями. Так думал Фрейд. А по Юнгу, сновидение не занимается шифровкой, оберегая сон, а выбирает точный образ. И тогда образ сна – это не знак, указывающий на другую фигуру, но символ, объединяющий противоположности. Подумайте, символом чего мог быть для Вас гражданский муж. Возможно, он значит для Вас что-то многообещающее и в то же время разочаровывающее. Чтобы разобраться в этом, можно ассоциативно «покружить» вокруг этой фигуры.
Возьмите лист бумаги, в центре поставьте образ из сна, а вокруг записывайте любые, самые разные ассоциации, приходящие в голову. Так Вы приблизитесь к тому, что символизирует фигура из сновидения. Возможно, это не что-то внешнее, а какая-то часть Вашей личности (совесть, внутренний ребенок, игрок, добряк, слабак). Часто именно с ней, частью нашей личности, мы и взаимодействуем в снах. Подумайте, от какой внутренней фигуры Вы уходите в своем сновидении.
По-настоящему глубоко понять сон можно только при постоянном самоанализе, а лучше в диалоге с психологом. Но, видимо, Вы работаете над собой, занимаетесь саморазвитием: именно об этом говорит динамика серии сновидений о расставании с чем-то очень важным для Вас.
С уважением,
Станислав Раевский.