Кричу на старшую дочь
Здравствуйте, подскажите как разобраться почему я яростно кричу на старшую дочь (5 лет), стоит ей провиниться и мне хочется ее ударить. К младшей (1 год) такой злости нет. С первой у меня была послеродовая депрессия, но все это было преодолено. Я люблю их обеих, но откуда такая злость, как с ней бороться и как это может отразиться на ребенке? Спасибо

Ответ эксперта
Наталья, к сожалению, так часто происходит - мы кричим на собственных детей, особенно если наше детство тоже было насильственным. Есть злость адекватная ситуации. А есть такая, при которой мы осознаем, что сила нашей ярости не соответствует проступку ребенка. Адекватную злость ребенок, как правило, воспринимает без удовольствия, но она для него является границей, неким "стоп" в ответ на то, что он делает. Но несправедливое отношение и сильные родительские чувства могут обижать или пугать ребенка. В этом случае потом, когда вы успокоитесь, вы можете успокоить и дочку, извиниться и объяснить ей, что именно вас так сильно злит (это, как правило, ситуации в которых вы ощущаете сильную беспомощность, страх; или ваша ретравма - то есть повторение какого-то давнего вашего травматического события - заставляет вас реагировать сильным аффектом).
Если в вашем детстве вы находились в ситуации насилия - физического или эмоционального - то ваши родительские модели и реакции будут, к сожалению, такими же, и без проработки этого прошлого, преодолеть их будет сложно.
Разница в вашем отношении к дочкам, возможно, диктуется тем, что пятилетний ребенок проявляет больше активности и своеволия, чем годовалый. К тому же, ваша младшая дочка еще находится в поле только вашей семьи, а старшая дочка уже, наверняка, больше присутствует в социуме, и что о ней подумают люди, как отнесутся к ее поведению, тоже может вызывать в вас тревогу и страх, которые быстро могу перерастать в злость на нее.
Чтобы меньше злиться на наших детей часто стоит:
1. Меньше уставать, больше заботиться о себе.
2. Не забывать удовлетворять собственные хотя бы основные потребности.
3. Не "виноватиться", а лучше разбираться с тем, почему именно вас злит та или иная ситуация.
4. Активно привлекать помощников, которые на похожие ситуации, в которых у вас были неадекватные эмоции, будут реагировать спокойно.
5. Разбираться со своим детством, потому что многие детско-родительские модели и комплексы заложены именно там.
6. Осознавать вашу родительскую власть, быть внятными в обозначении ваших требований, но уважительными в отношении собственных детей.
7. Разделять важные и неважные вещи. Важные - отстаивать спокойно и твердо, на неважные реагировать сообразно обстоятельствам, доверяя своим детям и их способности к конструктивному поведению.