как побороть страх быть отвергнутой
Здравствуйте. Через 10 дней мне исполнится 25. Все только начинается, скажут многие. Но у меня ощущение, что многое уже упущено. Я всегда избегала мужчин. Отчасти потому что никогда не чувствовала, что мне постоянно кто-то нужен рядом. (Точнее, в моем представлении, для того, чтобы с кем-то проводить время, нужно очень сильное чувство. Иначе зачем тратить свое время?) Но во многом также из-за комплексов по поводу своей внешности. Может поэтому так получалось, что если мне кто-то и нравился, то это был тот, кто мне недоступен – либо женат, либо намного старше, либо просто не обращал на меня внимания.
Проблема еще и в том, что если мне кто-то нравится, я буду изо всех сил стараться не показывать это и делать неприступный, независимый, холодный и незаинтересованный вид. Потому что я не верю, что могу ему понравиться в ответ. Я даже общаться не могу с таким человеком, чтобы у него не создалось впечатление, что я ему навязываюсь.
Угнетает даже не то, что у меня никакого опыта отношений, а мысль о том, что я никак не могу переломить эту ситуацию. Что я ни на что не могу повлиять. Я не могу позволить себе проявлять какую-либо инициативу (хотя могу при желании), даже если мне кто-то сильно нравится, пока не почувствую себя достаточно привлекательной. А чтобы почувствовать себя привлекательной, нужно избавиться от проблем с кожей, и вот это как раз не получается.
Я знаю, что надо принять себя такой, какая есть, и не пытаться стать идеальной в своем представлении, но у меня не получается. Я боюсь быть отвергнутой. Как побороть этот барьер?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Алина!
Мы не «тратим время», когда общаемся с людьми, хотя, конечно, общение может быть совершенно «пустым», и тогда оно действительно оставляет такое чувство, что была просто потрачена часть жизни. Мы находимся в некотором очень важном процессе, общаясь с людьми — мы обмениваемся эмоциями, знаниями, мы получаем чувство родства интересов, мы получаем друг от друга подтверждение, что мы поняты, приняты, мы интересны, мы находимся в связи друг с другом. Переживать все это в процессе каждодневного общения очень важно. Это учит нас выделять, находить особенных людей и становиться особенным человеком для кого-то, кто «найдет» нас. Начните больше общаться «просто так», не имея целью найти партнера или мужа, не подходите к общению с мужчинами, которые не станут вам особенно близки, как к чему-то «лишнему».
Перестаньте думать о своей жизни как о череде «упущенного», мы становимся к чему-то готовы и на что-то способны каждый в свое время и некоторые ситуации просто нельзя считать «упущенными» потому, что они не были доступны по определению. Вторая важная вещь — это перестать считать, что нам что-то «положено», муж, жена, дети, друзья. Отношения появляются тогда, когда мы этого хотим, когда мы открыто и серьезно смотрим на другого человека. При этом я считаю, что показывать заинтересованность в общении, даже нужду в нем — совершенно нормально; показывая отсутствие интереса к людям мы, скорее всего, встретим такое же отношение. Сегодня же измените свою тактику — показывайте, что вы хотите общаться, что вам есть, чем поделиться, что вам интересна жизнь, мысли и дела другого человека, и вы увидите, как все изменится. Проявлять интерес к другому не означает «вешаться на шею» или «навязываться», разговаривать с кем-то — не значит желать выйти за него замуж. Хотеть быть с кем-то в отношениях — не стыдно. Показывать радость от того, что находишься в обществе какого-то человека — это архиправильно, игнорировать его, показывать равнодушие — вот это и есть терять возможность установить связь и вдобавок оказаться неискренней, прежде всего в отношении самой себя.
Я помню, как вы аргументируете невозможность расширить свой круг общения — но, чтобы слушать другого и рассказывать о себе, не обязательно иметь идеальную кожу. Вы знаете, что можете проявить инициативу, мне кажется, что пора просто начать это делать. Когда вы к чему-то уже готовы, но не делаете — это и есть упущенные возможности. Предствьте, что тот барьер, о котором вы говорите — это нагромождение ошибочных представлений и правил, совсем не универсальных, скрепленных страхом быть собой. Не надо ничего «преодолевать», проходите «сквозь» него, как будто этого ничего и нет.