аутизм
Моей дочери 13 лет, у нее совсем нет подруг, ей ничего не интересно, она очень плохо учится в школе, учителя и соответственно ученики считают ее самой слабой ученицей в классе. При этом она совершенно не умеет за себя постоять, не умеет отстоять свою точку зрения, боится физической агрессии. Хотя дома ее никто никогда не бил. Странная привычка, постоянно при выходе из дома, ей нужно сходить в туалет. Из-за этого не уезжаем в поездки на машине. Очень тяжело чем то увлечь... Всего боится, всего стесняется.. Может быть у нее аутизм?

Ответ эксперта
Евгения, сложно поставить диагноз вашей дочери по вашему письму. Аутизм обычно проявляется в более раннем возрасте, и проблемы вашей дочери стали бы причиной обращения к психиатру значительно раньше, если бы у вас был именно этот диагноз.
Дело в том, что ваша дочь находится в подростковом кризисе, в этот период обостряются все психологические проблемы, и иногда, к сожалению, трудно проходящий подростковый кризис становится началом или обострением уже существующих психиатрических заболеваний.
То, что вы описываете может быть сложно проходящим кризисом, а может, и началом какой-то более серьезной психиатрической проблемы. Разобраться в этом может только специалист: клинический психолог, психоневролог, психиатр.
В любом случае, ваша дочь нуждается в психологической помощи, даже если диагноз ей не будет поставлен, ей нужно и можно помогать.
Реально снизить уровень ее тревоги, повысить самооценку, научиться противостоять чужому давлению. Подростковый возраст очень важен для рождения социальных навыков, навыков здорового общения, из-за естественной низкой самооценки и тревоги многие подростки начинают серьезно страдать от невозможности быть принятыми в коллективе другими детьми.
Практически каждый подросток, даже совершенно здоровый, нуждается в помощи психолога, ибо проходит ситуацию кризиса. Большинство из них с кризисом справляются с помощью понимающего и поддерживающего окружения. Но часто случается, что родители и окружающие подростка взрослые не очень понимают, как именно ему помогать преодолевать все сложности и решать задачи этого непростого возраста.