Как научиться расслабляться?
Я совершенно не могу расслабляться, иногда мне кажется, я совсем не знаю, что это значит. Например, в компании друзей, когда все смеются над сказанной шуткой, мне приходиться подыгрывать, хотя я понимаю шутку, но не могу заставить себя смеяться. Ерунда, казалось бы, а всё время думаю, что со мной что-то не так. И дело не в том, что у меня нет чувства юмора, наоборот, это мой стиль общения с людьми. Я и мои друзья вполне довольны моим чувством юмора.
Я постоянно думаю о том, что мне надо расслабиться, что вот сейчас я буду отдыхать, а в результате так на этом зацикливаюсь, что приятным мыслям не остаётся места. Я всё время оцениваю ситуацию, думаю, как выгляжу в глазах окружающих, а мне так хочется избавиться от этого ощущения, смеяться в полный голос, бегать по улицам, чувствовать свободу.

Ответ эксперта
Здравствуйте. Первый шаг на пути психологического развития это принятие себя и своих самых разных, часто неприятных проявлений. Современная культура пропагандирует расслабленность как естественное состояние человека. И так же считается, что для современного человека естественно быть красивым, модным, успешным в делах. Если ты не такой, если ты не соответствуешь этим идеальным стандартам, значит, с тобой что-то не так. Но здесь закрадывается противоречие: чтобы достичь успеха, красоты и популярности нужно прилагать усилия, напрягаться. Получается, невозможно быть расслабленным и спокойным, и при этом соответствовать другим ценностям современного общества.
По моему опыту, людям, которые в глазах других выглядят или стараются выглядеть расслабленными, это стоит довольно больших усилий. Я думаю, это вполне нормально, когда ты в 16 лет чувствуешь себя напряженным. В это время происходит важный процесс взросления, старая детская идентичность уходит, развивается новая, «взрослая». И напряжение, которое возникает в связи с этим – это часть вас. Если вы примете свою зажатость и сможете говорить о ней, вы станете намного расслабленнее. То есть первый шаг – это готовность сказать, в первую очередь, себе: «я не такой».
Второй шаг – это приближение к большей спонтанности. Для этого очень эффективно работать с телом, но не «лепить» его в тренажерном зале (от этого телесное напряжение будет только усиливаться), а развивать естественные, пластичные движения. В этом хорошо помогают занятия танцами, йогой, тай-цзи. На пользу пойдут также занятия в психологических группах, актерским мастерством, участие в театре спонтанности.
А если это покажется недостаточным, можно обратиться к психологу, понимая, что эти проблемы типичны для вашего возраста, и это обращение не за лечением, а просто за помощью в собственном развитии. Часто чем раньше человек обращается за психологической консультацией и имеет опыт работы с психологом, тем больше своих граней он сможет раскрыть, избавившись от жестких психологических комплексов.
С уважением С.О.