Нужно ли общение с отцом, который не проявляет желание видеть ребенка, девочке 5 лет?
Добрый день!
Моей дочери 5 лет. В разводе с ее отцом мы почти 2 года. За это время он по собственной инициативе ни разу не звонил и не навещал ребенка. Периодически я ему звоню, передаю трубку для разговора, иногда получается уговорить приехать. После этих встреч у ребенка истерика и бесконечные просьбы опять жить вместе. Подскажите, пожалуйста, может эти встречи и не нужны совсем? Сложно их переживать, если честно, не понимаю, что в итоге они дают. (Ведь бывает и так, что мы договоримся, а в итоге он не приезжает). Это манипуляция бесконечная с его стороны мной. А меня волнует реакция дочки. Как поступить? Набраться терпения и делать вид, что папа есть или постепенно устраняться?
С уважением,
Ирина

Ответ эксперта
Ирина, здравствуйте. Это, конечно, сложная ситуация. Вашей дочке, особенно по ее реакции, очень нужны эти встречи с отцом. Очень грустно, что ваш бывший муж не осознает меры ответственности перед ребенком и не всегда держит свои обещания. Возможно, он, как, к сожалению, многие люди в нашей стране не очень понимает, насколько ребенок страдает от того, что родители ( в частности, папа) не замечают ее чувств и желаний.
Для вашей дочки, для ее настоящего, важно, чтобы папа был, потому что общение с ним все равно дает ей что-то важное. А слезы при расставании - естественны, когда мы прощаемся с теми, кто нам ценен. Было бы странно, если бы она расставлась и не плакала, это означало бы, что ей плохо с таким человеком. Сами слезы говорят о том, что она очень ценит эти встречи и время, проведенное с папой. Вам не надо пугаться ее слез, просто утешать, говорить, что всегда грустно расставаться с тем, кого любишь. Но твердо ей говорить, что вместе с папой вы жить больше не будете (если ваше решение о разводе твердо). И это тоже грустно, но это так.
Для ее будущего встречи с отцом тоже очень важны, потому что через общение с ним она учится выстраивать отношения со своими будущими мужчинами. Она учится понимать мужскую психологию (не через теорию, конечно, а просто через общение). Еще неплохо бы, чтобы и у вас появился новый партнер, и она могла бы видеть модель взаимоотношений мужчина-женщина, которая потом тоже пригодится ей в будущем.
То, как вы можете ей помочь - попробовать донести до ее отца всю глубину ее переживаний, и большую необходимость в их встречах и выполнении данных обещаний. Но донести это, по возможности, в спокойной дружелюбной форме, а не в форме наездов, критики и обвинений. Такая форма,скорее, вызовет противодействие, сопротивление. Вам, двоим взрослым, важно понять, что ваши взаимные обиды, хорошо бы оставлять "за кадром", когда дело касается ребенка. Для ребенка нет ничего важнее - хорошего контакта между родителями, даже если они уже перестали быть супругами.