Разрешить ли встречу сына с отцом?
Уважаемый Станислав!
Помогите мне советом. 9 лет назад у меня случился роман. Через 3 месяца после знакомства я забеременела и родила мальчика. Мы не регистрировались с отцом ребенка, и когда сыну было 2,5 года, мы разошлись. 6 лет его не было в моей жизни. И почти 6 лет у меня есть другой мужчина, которого я очень люблю, уважаю, но он женат. Мы встречаемся, живем раздельно, так как 3 года назад он ушел из семьи, но совместно жить со мной не планирует. У меня уже сформировалась куча комплексов по этому поводу. Мой ребенок знает моего любовника, не более. Недавно в нашей жизни опять появился его отец. Я плохо к нему отношусь, не уважаю, не считаю его личностью. Но надо отдать ему должное, он справился со своим пороком, с алкоголизмом, работает, выглядит хорошо, стал помогать нам материально и просит встречи с сыном. Я боюсь опять впускать его в нашу жизнь, так как не верю ему. Боюсь, что он ранит душу ребенка и опять исчезнет. Что делать? Разрешать или не разрешать эту встречу?

Ответ эксперта
Здравствуйте.
В ответ хочется задать много вопросов. Например, почему отца ребенка вы не уважаете и не считаете личностью? Это обида на то, что он плохо относился к вам и к себе? Здесь трудно, но очень важно отделить ваши чувства к отцу ребенка, от анализа пользы их взаимодействия. Такое общение в некоторых случаях может быть негативным, но чаще мать переносит свою обиду к бывшему мужу на ребенка и препятствует важному для ребенка взаимодействию. Многие психологи считают, что, несмотря на отношения между родителями и новое семейное положение, для ребенка полезно даже краткое общение с отцом, пусть этот отец только генетический. На место фантома в психике ребенка встает реальность, даже если эта реальность неприятная - это лучше фантома. Почему? Потому что фантазия (а она все равно есть) может мешать развитию ребенка. Часто дети фантазируют, что отец бросил их потому, что они сами были плохими. Иногда фигура отца представляется ужасной, а иногда идеализированной. Пусть горькая, но правда делает маленького человека ближе к жизни, избавляет от ложной вины и стыда. Ваш сын все равно чувствует сложность ваших отношений и фантазирует про них, если вы с ним ничего не обсуждаете. Это не значит, что его нужно перегружать взрослыми проблемами, но знать своего отца он имеет право. Юнгианский аналитик Джеймс Холлис считает, что даже одна встреча с отцом может оказать позитивное воздействие и на сына и на отца.