Отношения с молодым другом
Здравствуйте!
Совершенно не знаю как найти выход из сложившейся ситуации и с чего начать: у меня есть друг, пока ещё кажется есть и не все потеряно. Очень боюсь его потерять. Так случилось, что он стал константой моей жизни на протяжении последних 5 лет. История такова: мне было 28 , ему 19, мы учились на курсах иностранного языка в параллельных группах. Как-то летом мы поехали в одной учебной группе за границу, и там я поняла, что влюбилась. Когда мы начали общаться, отойти от него не могла, взгляда отвести, но всегда понимала, что на что-либо серьезное рассчитывать я не могу - 9 лет разницы в возрасте, да и к тому же фигура у меня не модельная, а он "мальчик с обложки". Я совсем не знала его как человека, но так получилось, что мы стали "дружить". Часто созванивались, всегда были в курсе того , что происходит в жизни каждого из нас. Я знала про его девушек, он про моих "кавалеров мы спрашивали друг у друга совета, как вести себя со своими партнерами; если кто-то из нас был обижен на свою "пару" - бежали друг к другу жаловаться. Была, в общем-то, нормальная дружба.
Все изменилось прошлым летом. У него сильно заболел отец (мать умерла, когда ему было 13-14 лет, и жили они вдвоем), поэтому он не мог уделять столько внимания своей подруге, и они расстались. Он всегда хотел от нее "душевности", любви, уважения, а она, якобы, могла уехать в клуб с компанией, пообещать ему позвонить и пропадала на пару дней. Я к тому времени тоже рассталась со своим приятелем (у нас был только бурный секс и ничего больше), и вот прошлой осенью его отец умер. Он позвонил мне, попросил денег на несколько дней, я помогла, чем смогла, помимо денег. Так и пережили. Потом он никак не мог устроиться на работу, и все это время звонил мне по нескольку раз на дню - спрашивал как дела, чем я занимаюсь, шутил, мы ходили в кино, рестораны, гуляли. Он начал дарить цветы, конфеты, и так продолжалось несколько месяцев. Не знаю, важно ли это, но платили всегда каждый за себя, он иногда мог взять у меня взаймы на пару дней, но, надо отдать ему должное, всегда возвращал. Я долго противилась чувствам, понимая, что это просто дружба, благодарность за поддержку в тяжелый момент смерти отца. Но сами понимаете, когда изо дня в день, мужчина к которому ты априори неравнодушна, звонит несколько раз в день, спрашивает как я провела этот день, периодически дарит цветы, причем часто и красиво. Не дает открыть ни одну дверь или поднять что-то тяжелое, умилительно смотрит на детей на улице, заигрывает с ними на моих глазах и мечтательно говорит, «представляешь, как хорошо иметь семью», и это не один день а месяцы подряд. Волей-неволей задумаешься. Мало того, знакомит меня почти со всеми друзьями и родственниками представляя - моя очень близкая подруга. Ну как сопротивляться!? При этом дотронуться до меня как будто боится: руку подаст, или даже руку поцелует, когда выпьет, при встрече и прощании - в щечку. Мало того - периодически оставался у меня ночевать, даже притащил зубную щетку и тапочки. Спал, правда, всегда в другой комнате, оборачивая ситуация в шутку. Я эти несколько месяцев прожила в состоянии что вот-вот свершится, но.... пару месяцев назад он рассказывает мне, что позвонила его бывшая, они встретились, потом я поняла что они встречаются , но при этом он продолжает советоваться со мной по любому вопросу, звонит по нескольку раз на дню, ревнует, При этом сидит у меня дома, закрывается в соседней комнате и начинает звонить своей "подруге" на час «разговаривать». Я пыталась пару раз устраивать сцены ревности, в шутку, но довольно громкие. После этого были цветы, оправдания, примирения. Но при этом, когда я спрашиваю "а зачем нужна-то?" - ответ "ты хорошая, мне с тобой хорошо..." и что ответить?
У меня самой, кроме него, таких долгих отношений вообще ни с кем не было, всегда все происходило по принципу - пришел, увидел, победил. Или секс или дружба. Но с ним… Причем он понимает, что я ревную, врет, когда идет встречаться с ней. Самое смешное что я очень нравлюсь его друзьям и родственникам , он видит что я нравлюсь мужчинам , ему это явно льстит.
Я (любопытство сгубило кошку, кажется английская пословица) влезла в его почтовый ящик и нашла там истерическое письмо от его " подруги ": " ну почему все у нас так трудно и тяжело, зачем нам все эти выяснения, и я просто хочу быть с тобой, и это все вопрос развития наших с тобой отношений…" И ответ его, короткий и ясный: "прости меня , я тебя люблю и буду любить всегда". Ну как быть? Я просто не беру трубку последние три дня . Он постоянно звонит и пишет, а у меня – дезориентация полная. Что делать – ума не приложу, понимаю, что разбрасываться в наше время друзьями нельзя , Я уверена в нем, как в друге, на 100% , он всегда придет и поможет бросив все, но продолжать проводить с ним все свободное время и не быть с ним я тоже не могу. Опять же понимаю, что я старше его, и если хочу чего-то, не должна его "спугнуть", но ужасно боюсь, что в один "прекрасный" день он придет и скажет: знаешь, мы решили пожениться, приглашаю тебя на свадьбу, помоги мне выбрать свадебный костюм". Я же этого просто не переживу! Просто не знаю как быть - дайте какой-то совет. Я всех с ним сравниваю, и никто, кроме него, не нужен.

Ответ эксперта
Здравствуйте Надежда.
Спасибо за развернутый текст – так можно гораздо яснее увидеть контекст ваших отношений. Часто то, что происходит в нашей жизни, помогают мифы и сказки. В них наше эмоциональное отношение к происходящему отражается гораздо лучше, чем в научных текстах. Когда я предлагаю на своих семинарах вспомнить сказку, которая произвела на участниках наиболее сильное впечатление, большинство участниц вспоминают Русалочку Ганса Христиана Андерсена (подробный анализ этой сказки можно прочитать в книге Х. Дикмана «Юнгианский анализ волшебных сказок»).
Почему она так задевает? Возможно потому, что она о жертвенной любви. Часто трудно найти силу чувств, сравнимую с такой любовью. Дикман считает, что за этим чувством прячется материнский комплекс. Это распространенная психологическая идея о том, как за романтической любовью скрывается тоска по матери. Только ребенок не может физически выжить без матери или того, кто ее заменяет. Читая вашу историю, я тоже думал об отношениях матери и сына, разворачивающихся между вами. Вы сами пишете, что ваши отношения перешли на другой уровень, когда умер его отец. Он нашел в вас, прежде всего, заботливую маму, утраченную, когда он был подростком. А вы в нем – сына (или младшего брата,) пусть и взрослого. Почему это актуально для вас – вопрос открытый. Цветы маме (сестре) тоже дарят, да и друзьям показать можно, но сексуальные отношения с мамой обычно не приняты. А вот одна группа крови и чувствование одного и того же между детьми и родителями, братьями и сестрами встречается часто.
Самым важным в этой истории является ваша немота. Почему вы, как русалочка, не можете поговорить с ним про ваши чувства и ваш внутренний конфликт? Потому что боитесь услышать, что вы важны для него только как старшая подруга, сестра? А может, я неправ, и он сам просто не решается пойти с вами дальше? В любом случае такого разговора вам не избежать. Пусть он будет трудным или принесет вам разочарование, но иногда оно полезнее очарования. Отличие вашей истории от «Русалочки» в том, что вы можете говорить и можете идти вперед на своих ногах.
Извините за прямоту, надеюсь, мой взгляд будет вам полезен. С уважением С.О.