Я теряю смысл жизни.
Здравствуйте!
Мне 21 год, и я уже устала от жизни. В моей жизни есть 3 составляющих: работа, учеба и сон. Все. У меня не остается времени на общение с друзьями, походы в кино, клубы и прочие радости. Конечно, это был мой осознанный выбор – пойти на 12 часовой график, сократить себе количество выходных, но я должна содержать еще маму и собаку. В итоге, когда наступает долгожданный выходной, у меня просто нет сил куда-то идти или даже разговаривать с друзьями по телефону. Так друзья из моей жизни исчезли. Вообще. Можно, конечно, сказать, что это были плохие друзья или не друзья вовсе, но как можно поддерживать контакт с человеком, не общаясь с ним? Теперь из моей жизни начинает исчезать и смысл. Я просыпаюсь по утрам с мыслью, что начался еще один напряженный день моей никчемной жизни, и думаю о том, как бы было хорошо, если бы я не проснулась вообще. Я просто устала жить, я не понимаю откуда мне черпать жизненные силы. И еще я очень завидую другим, что у них все по-другому, по живому как-то. Я бы просто хотела изменить свое отношение к жизни, найти в ней что-то интересное, но самостоятельно это у меня не получается. Поэтому надеюсь, что вы подскажете мне, с чего начать.

Ответ эксперта
Здравствуйте Маша.
Думаю то, что вы чувствуете, разделяют многие современные люди. К сожалению, я сам перегружаю себя пусть и очень интересной, но работой и часто лишаю себя выходных. Поэтому очень хорошо вас понимаю и сочувствую. У меня тоже нет времени общаться с друзьями, и я жалею об этом. Что я могу посоветовать, опираясь на свой опыт? Первое – это все-таки, сделать волевое усилие и уменьшить рабочую нагрузку. Ведь как я понимаю, если ваш рабочий стресс вас совсем измучает, то кушать будет нечего совсем. Поэтому, для того, чтобы сохранить силы, время, отводимое вами на работу, нужно сократить.
Второе усилие, требующее воли, - это активные занятия, лучше на свежем воздухе, пусть несколько часов в неделю (лыжи, просто прогулки, любой спорт), и обязательная зарядка хотя бы 15 минут в день. Лучше если вы найдете для себя молодежную компанию по спортивному интересу. Так я в вашем возрасте нашел ребят сплавляющихся на байдарках, а позже тех, кто ходит в турпоходы в горы и велотуристов. Обычно в таких компаниях больше интересных людей и надежных друзей.
Третье, начните читать книги. Для меня со школьных лет и до сих пор это лучшее лекарство в самые трудные дни. У нас на сайте www.maap.ru есть список художественных личностно- развивающих и помогающих найти смысл книг – загляните туда, много важных психологических текстов собрано на www.jungland.ru. Когда нет сил выйти из дома, читайте и смотрите фильмы. Только читать и смотреть нужно не детективы и не фэнтези, а серьезную литературу и кино. Все это быстрые советы – они помогут. Но все-таки лучше поговорить с психологом, понять, почему вы так погрузились в работу, только ли финансовые причины лежат в основе этого, или вы хотите убежать от чего-то. Так же психолог сможет помочь вам найти смысл жизни и новых друзей.