Чувство вины
Добрый день. Мне 30 лет. С детства меня преследует хроническое чувство вины за плохое настроение родителей, за отсутствие денег, за сломанную технику, за плохую учебу, в общем много можно перечислять. Боролась с этим чувством и как мне казалось успешно. Сейчас живу с молодым человеком, все замечательно, очень его люблю. Замечаю только что на многие его слова у меня опять возвращается это забытое детское чувство вины. Когда он поздно приходит с работы и говорит как он устал, когда мы идем в кино он платит и потом говорит что мы много потратили, когда он говорит что у меня работа не такая сложная как у него, даже когда мы занимаемся вечером любовью и потом он говорит что мы поздно легли и он не выспится теперь. Помогите пожалуйста разобраться и не воспринимать его слова как укор в свой адрес. Спасибо.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Анна!
Многие детские способы реагировать на ситуацию и приспосабливаться к семейным особенностям, действительно, возвращаются, когда мы вступаем с кем-то в близкие отношения. С такой проблемой, как Ваша, люди часто приходят в терапию. Я думаю, что это было бы показано и в вашем случае. Вам трудно принять, что кто-то может искренне давать Вам любовь, тратить на Вас деньги, силы и энергию; Вам может казаться, что это все требует от Вас чего-то взамен и немедленно.
Вам может помочь такая простая мысль для начала и до начала всякой терапии: Ваш партнер взрослый человек и перед ним, как перед любым взрослым человеком более-менее постоянно и регулярно встает проблема выбора: на что потратить время, энергию, деньги, просто потому, что эти ресурсы конечны в пределах нашей жизни.
Все такого рода высказывания — это его способ совладать с выбором, не стоит принимать как упрек все, что говорится. Может быть, он хотел бы, чтобы Вы иногда принимали часть ответственности на себя? Тогда об этом стоит поговорить. Иногда в отношениях люди завидуют друг другу, например, это может быть в вашем случае: может быть, он завидует тому, что у Вас более легкая, но, возможно, более высокооплачиваемая работа, а ответственности меньше. Иногда люди просто хотят сказать с помощью таких посланий нечто совершенно другое, нежели высказывают вслух. Говорите с ним о том, что Вам важно, не бойтесь; и не стесняйтесь спрашивать о том, что беспокоит его. Возможно, тогда Ваше всегда готовое выступить из-за спины чувство вины будет вести себя как-то иначе, а ваши отношения обогатятся. Отношения всегда обогащаются, когда люди начинают высказывать прямые послания, а не завуалированно-шифрованные.