Как преодолеть врожденные психические особенности, которые сильно мешают жить?
Здравствуйте! Недавно узнала про шизоидный тип личности. В характеристике нашла много похожего на себя: замкнутость, отделенность, обидчивость, боязнь "разрушиться" от внешних вторжений в виде излишнего общения, обилия новой информации, нестандартных жизненных ситуаций. Не похоже то, что не способна сопереживать другим, не замечаю чужих эмоций и проблем, неряшлива, невнимательна в внешнему виду - это практически нет. А вот самый яркий признак - стремление в одиночеству и уединению и в то же время страдание от одиночества. Из-за этого не могу строить близкие отношения, в том числе с мужчинами, кажется, как только они подойдут поближе - разрушусь и потеряю себя как личность. Что делать в такой ситуации, насколько можно серьезно относиться к этому относиться: шизоид я, не шизоид? А если да, как изменить себя или хотя бы скорректировать негативные проявления и мысли?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Каждый из нас, читая учебники по типологиям личности и даже по типологиям личностных расстройств, находит у себя какие-то отдельные черты. Никто из нас не должен вписаться ни в какую схему, которые придуманы и выделены для облегчения жизни специалистов, работающих с людьми. Здорового человека можно отнести к какому-то типу, как сделали Вы, но Вы живой человек, а не схема, так что здорово, что Вы находите в себе какие-то отличия от того, что написано в учебнике.
Мы не должны бороться с тем, что является нашей особенностью, мы должны, скорее, учитывать эти особенности, делая какие-то выборы: профессии, типа отдыха, занятий и активности. То, что одного человека будет наполнять энергией, другого будет истощать. То, где один испытывает подъем активности, может буквально оглушить другого.
Найдите в себе черты, которые мешают и ограничивают Вашу жизнь — именно работа над этими особенностями и может стать вашей целью в терапии, если Вы на нее решитесь. Например, очень успешно можно работать с обидчивостью, когда сознаешь, как она тебе мешает и как много времени и сил забирает. Стремление к одиночеству и страдание от одиночества перестанут быть кругом, из которого трудно выйти, если Вы поймете, как Вы должны распределять свою активность, сколько именно общения Вам нужно, чтобы обрести гармонию; где и как Вам искать общения, чтобы получала реализацию ваше желание иметь близкие отношения.
Но есть, отвечая на Ваш вопрос, я бы советовала забыть о типологии, а сосредоточиться лишь на том, что является Вашей настоящей проблемой и не думать о себе никогда как о «диагностической единице».