Главный жизненный выбор
Мне 17 лет, я заканчиваю последний свой школьный год,и впереди огромная тропа трудностей. Я пишу вам, от отчаяния, так как отчаяние мое связано с полной жизненной апатией. Передо мной стоит выбор моего будущего, моей профессии, но я совершенно не понимаю кем быть в жизни. Как только я начинаю задавать себе этот вопрос, внутри меня появляется огромный и мерзкий комок страха, и неуверенности. Я боюсь мечтать, от того , что боюсь разочарования.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Диана!
Это очень частая история, когда люди, заканчивая школу, попадают в состояние сильнейшей тревоги и иногда проводят весь последний год школы, не выходя из него. Волнение оправдано, ведь делается важный выбор, а школьник часто не может понять своих предпочтений либо они очень отличаются от того, какого выбора от него ожидают родители. Но вот выбор сделан, началась учеба по выбранной профессии и оказывается, дальше нужно выбирать кафедру, на которой специализироваться, научного руководителя, у которого защищать диплом и так далее. ВЫ совершенно правы, что мы словно бы стаем на тропу, но это не обязательно должна быть тропа трудностей.
Некоторым людям очень трудно делать выборы. Выбор профессии — часто вообще становится самым первым нашим самостоятельным выбором, очень может быть, что до этого все выборы делали родители. Иногда родители пытаются делать выбор за своего выросшего ребенка и в этот ответственный момент, часто пытаясь прожить непрожитое либо, совершенно уверенные в превосходстве своей профессии, пытаясь убедить его учиться тому же, чему они посвятили свою жизнь.
Важно обнаружить не только страх перед любыми выборами, но и радость, что перед тобой открыто так много дорог. Это относится буквально ко всему. Выбирая, ты можешь ошибаться, но ты живешь свою, а не чью-то жизнь. Один из моих преподавателей в Универстете говорил, что сейчас стало очень “легко“ жить, если затрудняешься с выборами, просто включи телевизор, тебе немедленно подскажут, что носить, что водить, чем заправлять салат и за кого голосовать.
Не обнаружив радости и восторга от ответственности за свои выборы и проживание своего уникального опыта, мы попадаем в ловушку. “Облегчая“ себе жизнь, отдавая выборы другим, мы теряем связь со своей уникальностью, иногда попадаем в депрессию.
Мне кажется важной еще одна вещь. Неправильный выбор — это всего лишь ошибка, ее можно исправить, переиграть, сделать иначе, пускай это и потребует дополнительных сил. Очень редко мы делаем действительно фатальные выборы, что-то, что невозможно сделать по-другому позднее. Об этом не стоит забывать. Не бойтесь мечтать — без мечты жизнь превращается у унылое и плоское существование.
Ответ эксперта
Здравствуйте, Диана!